Гурзуф: «Отражена волнами скал громада»



Небольшой курортный посёлок Гурзуф находится в 18 километрах от Ялты, у подножия вдающейся в море горы Аю-Даг.



В течение столетий здесь, как и на всём южном побережье Крыма, жили, сменяя друг друга, тавры, византийцы, генуэзцы. Потом почти три века полуостровом управляли турецкие султаны, и лишь в 1783-м году Крым стал частью Российской империи. К началу 19-го века Гурзуф представлял собой маленькую татарскую деревню.



В начале позапрошлого столетия земли вокруг этой татарской деревни были пожалованы легендарному новороссийскому генерал-губернатору, основателю Одессы, герцогу Арману дю Плесси де Ришельё. В 1808-1811 годах дюк построил в своём новом владении небольшой дом и приказал разбить вокруг него парк.



Этот скромного вида дом стал самой первой в Крыму европейской постройкой.





В 1820-м году разгневанный пушкинскими острыми стихами Александр I проявил милосердие к молодому поэту и вместо Сибири отправил Пушкина в «служебную командировку» в Бессарабию. По пути на юг поэт заболел пневмонией, и заботливая семья генерала Раевского, члены которой были очень дружны с Александром Сергеевичем, решила, что служба не волк, и повезла Пушкина в путешествие по Крыму и Кавказу.


Три недели Раевские вместе со своим опальным подопечным провели в гурзуфском доме герцога Ришельё.



Сейчас в старом герцогском доме размещены экспозиции Музея Пушкина, экспонаты которых знакомят посетителей с жизнью первого владельца дома, с историей семьи Раевских, с южным путешествием Пушкина и с предметами быта крымских татар.




История появления пушкинского музея в Крыму оказалась непростой и очень долгой. Решение о создании музея было принято ещё в 1922-м году, но открылся он лишь 16 лет спустя по инициативе исследователя творчества Пушкина Бориса Викторовича Томашевского. Его крохотный кабинет тоже является частью музейной экспозиции.



Проработал новый музей недолго - началась война. А после войны историческое здание отдали под госдачу. Только в 1989-м году в бывшей даче Ришельё снова открылся музей Пушкина, перед которым установили памятную стелу.



Стела - не первый памятник поэту в гурзуфском парке. После Ришельё владельцем гурзуфского имения стал киевский губернатор И. И. Фундуклей, который в 1838-м году, то есть в годовщину смерти поэта, посадил перед домом платан, который так и называется «Пушкинский».



А позади дома до сих пор стоит посаженный в 1808-м году, то есть ещё при дюке Ришельё, кипарис.



Заложенный при Ришельё парк был значительно расширен Фундуклеем, а сейчас он поделён между двумя санаториями: «Пушкино» и «Гурзуфским», но и в Музее Пушкина, и в историческом парке «Гурзуфский» ежедневно проводятся экскурсии, расписание которых висит рядом с санаторными проходными.


Проходные обоих санаториев находятся на ухоженной гурзуфской набережной.




Маленький, но удаленький Гурзуф связан с ещё одним знаменитым русским писателем - с Чеховым. После окончания строительства ялтинского дома, ставшего пристанищем не только для семьи писателя, но и для многочисленных друзей, Чехов осознал, что для работы ему требуется место уединения. И вот тогда он купил в Гурзуфе небольшой участок со стоявшей на нём татарской саклей.


Приобретённый Чеховым участок - просто мечта! Дом одиноко стоит на самом краю длинного мыса над крохотной бухточкой, зажатой между двумя скалами, и с маленькой расположенной перед домом террасы видны лишь скалы, небо и море.



О своём новом приобретении Антон Павлович так писал своей сестре: «… домик паршивенький, но крытый черепицей …». Дом, конечно, и впрямь не дворец, но выглядит очень мило и уютно.



Вдоль всего дома проходит большая терраса.



Двери с террасы ведут в 4 маленькие комнатки, одна из которых была кабинетом Антона Павловича. Именно в этой комнатке над морем Чехов начал писать «Три сестры».



По завещанию Чехова после его смерти гурзуфская дача стала собственностью его вдовы, актрисы Московского Художественного театра Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Она проводила в Гурзуфе все летние месяцы вплоть до 1953-го года, исключая, конечно, годы войны. В гостях у Ольги Леонардовны бывали многие выдающиеся деятели искусства, и сейчас стены одной из дачных комнат увешаны фотографиями этих знаменитых гостей гурзуфской дачи.



В 1958-м году Ольга Леонардовна продала дачу художнику В. Мешкову, а в 1963-м году дом стал собственностью Художественного фонда СССР. Лишь в 1987-м году в мемориальном доме открылся Музей Чехова (ул. Чехова, 22).


В Гурзуфе в гостях у Чехова бывал Константин Коровин. Вид гурзуфского берега с выступающими из воды скалами Адаларами навсегда покорил художника.



В 1911-м году Коровин закончил строительство своей гурзуфской дачи «Саламбо». Дача художника стоит на краю высокого берега, и с дачной террасы открывался дивный вид на море.



Жизнерадостная палитра южных красок вдохновила Коровина на создание целого цикла крымских полотен.



Сейчас коровинская дача находится на территории Дома творчества художников, ворота которого охраняют бронзовые фигуры Коровина и Шаляпина (ул. Чехова, 1).



В каком состоянии ныне пребывает дача «Саламбо», мы не знаем, но очень надеемся, что когда-нибудь в Гурзуфе появится ещё и музей замечательнейшего русского художника-импрессиониста, воспевшего в своих полотнах красоту крымских пейзажей.



Местность:  Республика Крым