Расположенный на западе Владимирской области город Александров знаменит, прежде всего, Александровской слободой, бывшей резиденции Ивана Грозного. Но есть в истории города ещё одна интереснейшая страница - литературная. Мы не зря выбрали для заглавия цитату из стихотворения Марины Цветаевой, так как в годы Первой мировой войны Александров стал местом жизни и плодотворного творчества обеих сестёр Цветаевых.
В 1915-м году гражданский муж Анастасии инженер Маврикий Александрович Минц был направлен в Александров на военный завод. Осенью того же года 21-летняя Анастасия, взяв сына Андрюшу, едет к любимому. В своих воспоминаниях она позже напишет: «Я стою над серой узенькой речкой, над которой унылые, серые, в ряд, как во сне, избушки …»
Речка Серая и сейчас на месте, правда в центре города на узенькой речушке сделали запруду.
А вот серые, унылые избушки за прошедшие сто лет почти все, за очень редким исключением, истребили, заменив их абсолютно хаотичной многоэтажной застройкой.
Статус города Александров получил лишь в 1778-м году. Тогда же была сделана и полная перепланировка города в соответствии с новым «регулярным» планом. Эта планировка с параллельно-перпендикулярными улицами сохранилась и по сей день.
Вдоль стены Александровской слободы проходит Советская улица с частично сохранившимися теми самыми «избушками».
Советская улица пересекает мост и тянется дальше к центру города.
Почти сразу за мостом сохранилось довольно большое здание бывшей женской гимназии (Советская ул., 11).
А на противоположной стороне улицы стоит красивая усадьба купца Первушина (Советская ул., 16).
Сам дом построен в 1870-х годах, но большая торцевая терраса была пристроена в 1913-м году.
На территории усадьбы сохранилась привратницкая и каретник.
Сейчас в усадьбе Первушина находится музей.
В комнатах особняка представлена реконструкция интерьеров богатого купеческого дома конца позапрошлого столетия.
Музеем усадьба стала относительно недавно, а до того здание на протяжении полувека было занято детской больницей, и подлинные интерьеры, конечно же, почти не сохранились.
Денег музею выделяют с гулькин нос, но тем не менее музейщики потихоньку приводят дом в порядок.
Ближе к главной городской площади вдоль Советской улицы вытянулись корпуса Торговых рядов, строившихся на рубеже 18/19 столетий.
Позади торговых корпусов стоит высокий доходный дом, построенный в 1913-м году купцом Ивановым (ул. Красной Молодёжи, 5).
Именно в этом доме поселился поначалу Маврикий Минц. В «Красном доме», самом высоком в то время в городе, тогда чего только не было - телеграф, синематограф, мужской клуб, трактир. А на верхнем этаже были две жилые квартиры. Вот в этот дом и приехала осенью 1915-го года Анастасия Цветаева с сыном.
Советская улица упирается в большую и бестолковую Советскую площадь, в центре которой, ясное дело, стоит памятник Ленину.
Александрову «повезло», ему достался не какой-нибудь типовой монумент Ильича, над этим установленным в 1967-м году памятником работал очень известный тандем. Скульптором был Юрий Нерода, а архитектором - Алексей Душкин.
В южной части площади высится Рождественский Собор, основанный в конце 17-го века, но кардинально перестроенный в середине 19-го.
Сбоку от собора разбит парк, в котором в 1987-м году установлен странноватого вида памятник революции 1905-го года.
От старой застройки на площади уцелело лишь сооружённое в начале 19-го века здание Присутственных мест (ул. Ленина, 81).
От Советской площади к западу тянется очень длинная улица Ленина, на которой поближе к площади сохранилось несколько жилых домов 18/19 столетий.
Уцелел и двухэтажный купеческий дом с лавкой (ул. Ленина, 53).
Рядом с ним стоит полуруина, которая когда-то была зданием Совета Дворянского собрания.
Немного дальше находится бывшее здание мужской гимназии (ул. Ленина, 24).
Улица Ленина ведёт к железнодорожной станции. Железная дорога прошла через город в 1870-м году, но существующее здание вокзала сооружено в 1903-м году.
Годом позже около вокзала была построена церковь Серафима Саровского.
От старых вокзальных построек сохранилась ещё водонапорная башня.
Севернее улицы Ленина и параллельно ей проходит улица Революции.
В конце 18-го века в Александрове был основан Конный императорский завод, от которого осталась небольшая часть корпусов (ул. Революции, 45).
Когда-то въезд на территорию Конного завода был оформлен красивыми воротами, но от них сейчас не осталось и следа.
Ближе к реке в глубине заросшего деревьями участка сохранились ещё два старых здания. В большом двухэтажном деревянном доме до революции располагалась Земская управа (ул. Революции, 77).
Рядом стоит бывший дом управляющего Удельным ведомством (ул. Революции, 67).
В 1991-м году в Александрове в Военном переулке, находящемся в пяти минутах ходьбы от центральной Советской площади, открылся первый в нашей стране Музей сестёр Цветаевых (Военный пер., 5 и 6).
Мы уже говорили, что сначала Маврикий Минц поселился в Красном доме в самом центре города. Одинокому мужчине там, может быть, было и неплохо, но для семейной жизни это жильё никак не подходило. И тогда Маврикий Александрович снял небольшой деревянный домик в усадьбе учителя математики Лебедева. В этой усадьбе на тогдашней Староконюшенной улице в окружении огромного яблоневого сада бок о бок стояли два домика. В одном доме жили сами хозяева, а второй сдавался внаём.
Хозяйский дом до начала 1990-х так и оставался жилым, и при создании музея жильцов пришлось отселять.
Сейчас в доме Лебедева размещена экспозиция, которая предлагает посетителям «проплыть по реке времени», прогуляться по улицам старого Александрова и познакомиться с александровскими жителями, окружавшими сестёр Цветаевы.
Второй дом усадьбы, «цветаевский», превращённый бывшими хозяевами в сарай, оказался практически сгнившим. Выяснилось, что реставрации дом не подлежит, и его по старым чертежам и воспоминаниям Анастасии Ивановны Цветаевой и её сына Андрея Трухачёва построили заново.
Но в комнатах воссозданного дома очень много мемориальных вещей, переданных музею семьёй Анастасии Ивановны Цветаевой.
В доме на Староконюшенной улице Маврикий Минц и Анастасия Цветаева прожили с 1915-го по 1917-й год. Сюда к ним часто приезжали Марина и Сергей Эфрон с дочерью Алей. Летом 1916-го года Анастасия уехала в Москву рожать второго сына Алёшу, а Марина осталась со своей дочерью Алей и племянником Андрюшей в Александрове. В гости к Марине приезжал в Александров Осип Мандельштам. Это плодотворное в плане творчества время потом войдёт в историю русской литературы как «Александровское лето Марины Цветаевой».
Конечно, шла война, но в эти годы сёстры Цветаевы, Маврикий Минц и Сергей Эфрон были молоды, полны сил и планов. Фотография, сделанная в Александрове в 1916-м году запечатлела их всех с детьми именно такими.
Эта фотография станет последней, на которой обе семьи будут сняты в полном составе. В 1916-м году никому из них даже в страшных снах не могло присниться, как время искорёжит все их жизни, какие тяжёлые трагедии придётся пережить каждому из них, включая и детей.
Повествуя об александровских годах, в своих «Воспоминаниях» Анастасия Цветаева писала:
«Жизнь делалась трудна. В лавках пропадали продукты. Всё дорожало. Пришлось отпустить прислугу, обходиться няней. Я уставала от работы по дому, готовки еды, топки печей и кормления Алёши. Маврикий, приходя с работы, становился за корыто, мыл полы. Няня стояла в очередях за хлебом, крупой, керосином. С войны шли невесёлые вести.»
«Марина приезжала ко мне, томясь началом второй беременности, она беспокоилась об уехавшем [на фронт] Серёже. … И, может быть, лучше всего отдыхала со мной и Маврикием в нашем мирном домике, в тихом городке, вне Москвы. Тут только вдалеке слышались солдатские песни с проходящих на фронт поездов, и не видно было маршевых рот со штыками и котелками, как на московских улицах, и была родная русская природа, благословенная всегда.»
Февральскую революцию и отречение царя Анастасия Цветаева застала всё ещё в Александрове. А лето того же года стало для Анастасии чёрной страницей жизни. 15-го мая она вместе с детьми уехала в Крым, а 24-го мая от Марины пришла телеграмма, извещавшая о внезапной болезни Маврикия. Анастасия ринулась назад домой, но встретившая её на московском вокзале Марина сообщила, что Маврикий скоропостижно умер от перитонита, и его накануне уже похоронили.
Делать в Александрове Анастасии теперь было нечего, и она вернулась в Крым к детям. И вот в Крыму всего через два месяца после смерти мужа она потеряла младшего сына Алёшу. Их общий с Маврикием Минцем малыш умер от дизентерии. После таких тяжелейших утрат вернуться в напоминающий о счастливом времени Александров Анастасия Цветаева так больше и не смогла.
Через дорогу от бывшей усадьбы Лебедева сохранился старый корпус бывшей фабрики Баранова (Военная ул., 2).
Это здание также отдали Музею сестёр Цветаевых, и в бывших производственных помещениях размещена экспозиция, рассказывающая ещё об одной примечательной странице истории города. Дело в том, что Александров был тем самым пресловутым «101-м километром», за который высылали не только маргинальных личностей, но и граждан, неугодных власти по политическим соображениям. И размещённые в стенах бывшей фабрики стенды как раз и рассказывают посетителям о судьбах этих зачастую незаурядных людей.
В самом начале нашей прогулки по Александрову мы уже говорили, что описываемых Анастасией Цветаевой серых, унылых избушек в историческом центре города осталось ничтожно мало. К сожалению, на замену им ничего достойного за последние сто лет в городе так и не построили. Глядя на абсолютно хаотичную застройку, невозможно отделаться от мысли, что архитекторы в городе не только не трудились, но даже и не проезжали мимо него. И тем не менее, ради александровских музеев городу можно простить все его недостатки, и именно из-за музеев в Александров и стóит приехать.
Местность:
Владимир и Владимирская область