Особняк Г. Тарасова на Спиридоновке



В Москве сохранилось немало интересных архитектурных памятников прошлых лет, среди которых - знаменитый своим неординарным для Москвы видом особняк Гавриила Тарасова (ул. Спиридоновка, 30/1), стоящий на углу улицы Спиридоновки и Патриаршего переулка.



Об этом необычном здании и его заказчике Гаврииле Тарасове очень много и профессионально написано, поэтому в нашем материале мы ограничимся лишь краткой информацией. Гавриил Асланович Тарасов, совладелец Товарищества мануфактур братьев Тарасовых, торговец ватой, нефтью и зерном, приобрёл участок на Спиридоновке в 1907 году. Проектирование и строительство усадьбы для себя и своих взрослых сыновей он заказал известному архитектору Ивану Владиславовичу Жолтовскому. Проект был выполнен в 1909 году, строительство велось в 1909-1912 г.г.


Проект И.В. Жолтовского очень необычен. Фасад дома, выходящий на Спиридоновку, практически воспроизводит фасад палаццо Тьене, выстроенного Андреа Палладио в Виченце в 1542-1553 годах.



Иван Жолтовский только сделал первый этаж на 1/13 более высоким, чем второй для оптического облегчения восприятия второго этажа. Почему архитектором был выбран такой "прототип" и как ему удалось убедить заказчика на такой проект доподлинно неизвестно.



Гавриил Тарасов скончался ещё до окончания строительства в 1911 году и достраивали усадьбу его сыновья. Именно поэтому надпись на фасаде, выходящем на Спиридоновку, «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI M», т.е. «Габриэль Тарасов сделал в году от Рождества Христова в 1000…», осталась не оконченной.



Вход в особняк находится в Патриаршем переулке. Правильнее сказать - входы в особняки, поскольку усадьба разделена на две части. Левая, включающая главный фасад, выходящий на Спиридоновку, предназначалась для проживания самого Гавриила Тарасова, правая часть - для его двух сыновей и их семей.


Между этими частями находилась арка, над которой была открытая галерея-переход. В 1920-х, когда в здании размещался Верховный суд, галерею превратили в кабинеты, а проездную арку застеклили. Сохранились сводчатые потолки арки и даже уличный фонарь. Сейчас здесь библиотека Института Африки.



У усадьбы есть и внутренний дворик – совсем как у настоящих итальянских палаццо.




Прежде, чем войти в особняк, напомним, что после Верховного суда его с 1937 года занимало посольство Германии, а после войны - посольство Польши. В конце 1970-х здание передали Институту Африки Академии наук СССР (ныне - Институт Африки РАН), в чём, наверное, не обошлось без влияния тогдашнего директора института Анатолия Громыко, сына всесильного министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко.


Итак, мы у входной двери той части особняка, которая должна была быть вотчиной Гавриила Тарасова. До наших дней сохранилась не только эта дверь, но и замок в ней, который старинным ключом запирают сотрудники института.




Надо отметить, что двери многих помещений, фурнитура на них и отделка дверных проёмов не менялись с момента постройки особняка.




По нашему мнению во всём здании самое красивое и ценное - это потолки! Расписывали потолки известные художники Игнатий Игнатьевич Нивинский, Евгений Евгеньевич Лансере и Викентий Павлович Трофимов. Они стилизовали росписи под стиль эпохи Возрождения, в определенном смысле копируя произведения Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо. И первый прекрасный потолок открывается взору сразу, как входишь в особняк.




Во всём особняке надо обращать внимание и на люстры. Они в подавляющем большинстве, если не практически все - оригинальные и сохранились со времени постройки особняка.



В этой части особняка анфиладой идут парадные залы. Большой зал приемов в настоящее время является местом проведения собраний института. В 1920-е годы его сделали путём объединения двух помещений - парадной столовой и находящегося рядом помещения, которое, возможно, было музыкальным салоном.



В парадной столовой находится один из трёх каминов. Он, как и остальные два, действующий.



Отделка потолка имитирует деревянные балки.



По периметру потолка идёт широкий фриз с росписями в технике гризайль, создающей эффект объемности барельефов. На вертикальных частях потолочных балок множество мельчайших картин. Это работа учеников Строгановского училища, поэтому все картинки уникальны и не повторяются. Это не объемные барельефы и не мозаика, это - росписи.



Кессонный потолок музыкального салона украшен изображениями муз и девушек с музыкальными инструментами.




В так называемом Синем зале можно увидеть совершенно роскошный украшенный лепниной и росписью кессонированный потолок.




На идущем по всему периметру фризе - танцующие путти.



В угловом помещении располагался Малый зал приемов. Кессонный потолок этого помещения особняка украшают работы Евгения Лансере на тему «Подвиги Персея».



Под потолком идет фресковый фриз с атлантами, которые как бы держат этот потолок. Интересно, что изображены атланты разных возрастов - от юношей до седобородых старцев.



Центральная картина изображает Персея, сына Зевса и Данаи, который получает от Гермеса шлем.



Другие картины представляют наиболее значимые события этого мифа. На фризе под сценами из мифов сделаны подписи к ним на латыни.




Украшением зала является и красивая люстра.



По парадной столетней лестнице поднимемся на второй этаж. Её ступени имеют оптимальную "под шаг" высоту, поэтому подниматься и спускаться по ней очень легко.



Здесь располагается мозаичное полотно «Освобожденная Африка», подаренное институту Союзом художников СССР в 80-х г.г. прошлого века.



Потолок на парадной лестнице украшают изображения дубов и орлов.



Дверной проём входа на второй этаж оформлен изящной лепниной.



Войдя на второй этаж, сразу обращаешь внимание на ещё одно панно, посвященное Африке. Но это уже не подарок, панно было куплено институтом в позднесоветское время за немалую в то время сумму около 6 000 рублей (столько тогда стоил автомобиль "Жигули").



Помещение украшают колонны из искусственного мрамора.



Здесь же находится ещё один камин, тоже действующий.



И, конечно, нельзя не заметить прекрасный потолок и люстру!



К сожалению, на потолке уже есть утраты, вызванные протечками.



Со второго этажа небольшая лестница ведёт в служебные помещения особняка.



В одном из помещений второго этажа, предположительно - курительной комнате - потолок представляет собой удивительные картины в итальянском стиле.




По бывшей открытой галерее, ставшей кабинетами сотрудников, можно пройти во вторую часть здания, предназначавшуюся для сыновей Г. Тарасова.



Парадная лестница с красивой отделкой потолков связывает первый и второй этажи этой части особняка.




Холл на первом этаже имеет сводчатый потолок, расписанный И. И. Нивинским. Роспись сочетает объемную живопись и имитацию мозаики.





Дверные порталы имеют роскошную отделку.



К сожалению, анфиладу парадных комнат этой части здания увидеть нельзя, экскурсантов туда не пускают.


На этом мы прощаемся с великолепным творением архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского и удивительными потолочными росписями Игнатия Игнатьевича Нивинского, Евгения Евгеньевича Лансере и Викентия Павловича Трофимова - "итальянским палаццо" Гавриила Тарасова и очень советуем найти время и возможность посетить его. Тем более, что пока Институт Африки позволяет организованным экскурсиям это сделать.



Местность:  Москва