Старая Ладога: «Песнь о Рюрике и Вещем Олеге»



Старая Ладога - село в Ленинградской области, расположенное на берегу Волхова в 15 километрах от впадения его в Ладожское озеро.



Старую Ладогу в село превратил смутьян Пётр I после того, как по его указу в 1703-м году на берегу Ладожского озера была основана Новая Ладога. А между тем Старая Ладога - один из старейших городов Руси, существующий с 753-го года, то есть почти 1270 лет, и считающийся древней столицей Северной Руси.


По версии «Повести временных лет» в 862-м году в славянские земли был приглашён на княжение Рюрик, который стал княжить в Ладоге. Правда согласно «Новгородской летописи» Рюрик стал князем в Новгороде. Эти «разногласия» вполне объяснимы, так как оба рукописных источника были созданы гораздо позже - «Повесть временных лет» писалась в начале 12-го века, а «Новгородская летопись» и вовсе в 13-14 столетиях.


Разбираться, на чьей стороне правда, дело историков, но тем не менее в 9-10 веках в Старой Ладоге действительно уже стояла каменная крепость. В 997-м году эта цитадель была разрушена, а в 1116-м году у впадения речки Ладожки в Волхов была заложена новая каменная крепость.



Стены крепости были сложены из плитняка на известковом растворе и имели высоту 8 метров.



В 15-м веке стены крепости были дополнительно укреплены валунами и облицованы плитами, при этом стены стали выше и толще.



В 16-м веке у южной стены крепости соорудили дополнительные земляные укрепления бастионного типа, их следы хорошо видны и сейчас.




Внутрь крепости ведёт мощная, квадратная в плане Воротная башня.



Мы не станем вводить наших читателей в заблуждение и сразу скажем, что нынешние стены и башни - полный новодел.



На фотографиях Прокудина-Горского, сделанных в 1909-м году, видно, что уже к началу 20-го века древняя крепость представляла собой почти руину.




А нынешние стены и башни выстроены в 1960-1970 годах.



Зато теперь у туристов есть возможность наглядно представить, как выглядела средневековая русская крепость, походить по её стенам и даже заглянуть в башню.



А вот внутри крепости полностью сохранилась чудесная Георгиевская церковь, сооружённая в 12-м столетии.



Георгиевская церковь считается самым северным русским храмом домонгольскооо периода. Стены церкви сложены из плитняка и плинфы.



К началу 20-го века церковь не только глубоко ушла под землю, но и сильно изменила свой первоначальный вид: были прорублены новые окна, пристроены трапезная и колокольня, которую хорошо видно на фотографии Прокудина-Горского.



Во второй половине 20-го века советским историкам и реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы вид древнего храма максимально приблизить к его первоначальному облику.


В Георгиевской церкви уцелели фрагменты фресок 12-го века. В алтаре храма находится необычная фреска с изображением Святого Георгия.



Во-первых, Георгий не поражает змея, а лишь укрощает его, а во-вторых, подобным образом, не по канону, в алтаре, Святого Георгия никогда не размещали ни в Византии, ни на Руси.


Рядом с Георгиевской церковью стоит скромный деревянный храм Дмитрия Солунского.



Первая церковь на этом месте была срублена в середине 17-го века, но через несколько десятилетий часть брёвен начала гнить. В 1731-м году старый храм разобрали и поставили новый, использовав оставшиеся от старого здания пригодные для нового строительства брёвна. Во второй половине 19-го века и в начале 20-го церковь ещё дважды подвергалась основательной реконструкции.



В Средние века Старая Ладога была не только военным опорным пунктом, но и самым настоящим городом с крепостью и посадом при ней. К северу от берега Ладожки уходит древнейшая улица Старой Ладоги - Варяжская.



В начале улицы в 2003-м году установили фигуру сокола - символа древнерусского княжеского рода.



Варяжскую улицу прерывает небольшой сквер с памятником Рюрику и Вещему Олегу.



Согласно «Новгородской летописи» могила Вещего Олега находится в Старой Ладоге на берегу Волхова, правда «Киевская летопись» с этим утверждением не согласна и считает, что герой покоится на берегу Днепра.


Как бы то ни было, но рядом со Старой Ладогой на радость археологам и впрямь находится множество древних курганов, и один из них называется «Олегов курган».



Варяжская улица хоть и считается старейшей улицей Старой Ладоги, но никаких архитектурных памятников на ней не сохранилось, за исключением стоящего около памятника Рюрику и Олегу дома купца Калязина (Варяжская ул., 8).



В общем-то это неудивительно, так как почти все жилые постройки села были деревянными, что хорошо видно на фотографии Прокудина-Горского.



После сквера с памятником Рюрику и Олегу Варяжская улица продолжается и проходит мимо крохотной часовни Успенского монастыря, построенной во второй половине позапрошлого века на месте церкви 12-го столетия.



Это же какими варварами надо было быть, что бы этим убожеством заменить древнейший храм. Впрочем старинная церковь на Варяжской улице стала не единственной трагической утратой Старой Ладоги. В 12-м столетии в Старой Ладоге было построено 7 или 8 каменных церквей, из которых полностью сохранились только две - Георгиевский храм в крепости и собор в Успенском монастыре, к стенам которого ведёт Варяжская улица.



Староладожский женский Успенский монастырь был основан в 12-м веке. Тогда же новгородскими мастерами был возведён каменный Успенский собор.



Храм увенчан необычным на взгляд наших современников крестом с полумесяцем.



А между тем это одна из древнейших форм креста на русских храмах. Полумесяц, или цата, - символ Иисуса Христа. Полумесяц был государственным символом Византии, и только в 1453-м году, когда Константинополь был взят турками, стал эмблемой Османской империи.


До начала 19-го века все постройки Успенского монастыря, кроме собора, оставались деревянными. Лишь в конце 18-го столетия деревянную колокольню заменили каменной, пристроив её к древнему Успенскому собору. Эту колокольню, как и прочие пристройки позапрошлого века, разобрали при реставрационных работах 1950-х годов.


В середине 19-го века вокруг монастырских построек вместо деревянных стен были возведены каменные.



В 1873-м году были сооружены западные Святые врата.




Особенно активное строительство развернулось в монастыре во второй половине 19-го века. Были построены новые жилые и хозяйственные корпуса и новая кирпичная трапезная.







На месте древней Симеоновской церкви был выстроен больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью.




Рядом с больничным корпусом находится скромный деревянный дом второй половины 19-го века.



Дом стоит на том месте, где была келья Евдокии Лопухиной, опальной первой жены Петра I. Ставшая ненужной своему супругу Евдокия под именем Елена была пострижена в монахини в суздальском Покровском монастыре. В 1718-м году царь, посчитав бывшую супругу участницей заговора, перевёл её в Староладожский Успенский монастырь. Старой Ладогой злоключения бывшей царицы не закончились - после смерти Петра I Екатерина I со своей предшественницей церемониться не стала и заперла её в Шлиссельбургской крепости. Лишь когда на престол взошёл Пётр II, внук Евдокии Лопухиной, пленница была перевезена в московский Новодевичий монастырь, где и скончалась в 1731-м году, пережив мужа, детей и даже внуков.


Меньше километра разделяет Успенский монастырь и собор Рождества Иоанна Предтечи, что на Малышевой горе.



Собор стоял на территории Ивановского монастыря, основанного в 13-м веке, но нынешнее здание возведено в 1695-м году на месте старой деревянной церкви.



Иоанно-Предтеченский собор очень удачно поставлен на вершине Малышевой горы, он как будто парит над Волховом и Старой Ладогой, и этот эффект очень точно отразил на своём полотне Николай Рерих.



Монастырь перестал существовать ещё в конце 18-го столетия, а Иоанно-Предтеченский храм до 1920-х годов служил главным собором Старой Ладоги.




В 1920-х годах храм закрыли.



Ещё совсем недавно собору угрожало полное разрушение, потому что выяснилось, что вся Малышева гора изрыта подземными ходами. В конце 19-го века местные крестьяне добывали в горе кварцевый песок, который продавали в Петербург для изготовления электрических лампочек. Реставраторам, прежде чем приступить к восстановлению храма, для укрепления грунта пришлось закачивать в многочисленные ходы массу бетона. Зато теперь Иоанно-Предтеченский собор выглядит точно так же, как и на сделанной более ста лет назад фотографии Прокудина-Горского.



Пока что наша прогулка всё время проходила к северу от Староладожской крепости, но в южной части села находится ещё один историко-архитектурный ансамбль - мужской Никольский монастырь. Его тоже запечатлел в 1909-м году Прокудин-Горский.



Считается, что монастырь на берегу Волхова основал Александр Невский после победы в Невской битве, но в документах обитель впервые упоминается в 1401-м году. В годы польско-литовского нашествия обитель была полностью разрушена, и монастырской братии пришлось отстраиваться заново.



Почти все существующие ныне постройки - результат строительной активности второй половины 19-го века и даже начала 20-го. В первое десятилетие прошлого столетия была возведена новая ограда со встроенными в неё гостиницей и хозяйственным корпусом.



Тогда же были сооружены южные Святые врата.



От стены 17-го века остались лишь северо-восточная и восточная башни.



Рядом с южными воротами в 1873-м году было закончено строительство церкви Иоанна Златоуста.



Церковь эта выглядит совершенно необычно: с одной стороны, её фасады украшают детали в старорусском стиле, а с другой стороны, по своей форме она очень уж напоминает романскую базилику.



Напротив церкви Иоанна Златоуста в середине 19-го века был выстроен Новый настоятельский корпус.



А вдоль северной стены протянулись келейные корпуса и Старый настоятельский корпус.





В центре монастырской территории находятся боль и слёзы памятника нашей истории - Никольский собор и колокольня.



Возведённая в 17-м веке после польского разорения колокольня, слава богу, в порядке, а вот с собором произошла настоящая трагедия. В Смутное время собор, как и весь монастырь, тоже очень сильно пострадал, и в документах 1620-х годов сказано, что он «рассыпался». В 1668-м году вместо старого был возведён новый кирпичный храм.


В 1927-м году монастырь закрыли, но хитрые насельники обители организовали рыболовецкую артель, в результате чего община просуществовала ещё целых 10 лет. Но в конце 1930-х на территории монастыря всё-таки разместили машинно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие.


После войны власти одумались, и в памятнике архитектуры начались реставрационные работы. В 1958-м году реставраторы решили сломать пристройки вокруг Никольского собора, в результате чего сам храм пошёл трещинами и чуть не рухнул. Были проведены работы по консервации кладки, но что же делать дальше, так с 1958-го года никто и не придумал.


Правда в этой трагедии есть и один положительный момент - в ходе неудавшихся реставрационных работ оказалось, что сложенная из плитняка и плинфы нижняя часть собора осталась от храма 12-го века, то есть в 17-м веке новый собор возвели на уцелевшем в погромах основании. Таким образом выяснилось, что церковь существовала задолго до основания монастыря и была, видимо, просто посадской.


Ныне монастырь находится в ведении РПЦ, все здания потихоньку приведены в порядок, а судьба Никольского собора так пока и остаётся неясной. Но и без этого несчастливого храма Старой Ладоге есть чем удивить туристов. Мало какое российское село может похвастаться перевалившим за тысячу лет возрастом, старой крепостью, церквями домонгольского периода и личным знакомством с Рюриком и Вещим Олегом!



Местность:  Санкт-Петербург и Ленинградская область