Юрьев-Польский: «Что в имени тебе моём»



Маленький городок Юрьев-Польский с населением около 28 тысяч человек находится на берегу речки Колокши в 70 километрах от Владимира и в 180 километрах от Москвы.



Юрьев-Польский, как и добрый десяток других русских городов, основал в Суздальском Ополье в 1152-м году Юрий Долгорукий, и почему-то это единственный из всех основанных князем городов, который носит его имя.


При Юрии Долгоруком был возведён почти круглый детинец, обнесённый земляными валами с деревянными стенами. Земляные валы прекрасно видны и сейчас.



В начале 13-го века на территории детинца был основан Михайло-Архангельский монастырь (ул. 1 Мая).



В начале 17-го столетия древний монастырь, как и весь город, был сожжён поляками. Приложение «Польский» в названии города произошло от слова «поле» и к полякам, конечно, никакого отношения не имеет, но выглядит выше написанная фраза всё равно странновато.


Почти сразу после окончания польско-литовской интервенции монастырь начал отстраиваться заново, и существующий ансамбль построек сложился в 17-18 веках. Часть стены и несколько башен сохранились с 17-го века.



Низкая ограда с декоративными башенками была достроена в 18-м столетии.


Надвратная церковь Иоанна Богослова выросла 1670-м году.



Из построек 17-го века сохранилась маленькая трапезная церковь Иконы «Знамение». Сооружена она в 1625-м году.



В 1760-х к ней пристроили новый Архимандритский корпус.



Изящную отдельно стоящую шатровую колокольню возвели в 1680-х годах.



На рубеже 18/19 столетий в монастыре построили похожий на резной ларец собор Архангела Михаила.





Позади колокольни стоит маленькая Надкладезная часовня.



А в советское время на бывшую монастырскую территорию из села Егорье перевезли деревянную церковь Великомученика Георгия, срубленную в 1718-м году.



Даже в атеистические советские годы понимали, что Георгиевскому храму самое место в Юрьев-Польском. Дело в том, что древнегреческое имя Георгий в русифицированном варианте звучало как Гюрги, и лишь потом от него произошли имена Юрий и простонародное Егор. Так что Георгиевский храм из села Егорье оказался своеобразной данью памяти основателю города.



Сейчас в бывших монастырских постройках размещаются экспозиции Историко-архитектурного и художественного музея.



Один из разделов экспозиции посвящён герою Бородина Петру Ивановичу Багратиону.



Тяжело раненого на поле боя генерала привезли на излечение в усадьбу Голицыных, расположенную в селе Сима, что в 25 километрах от Юрьев-Польского.






В Симе Багратион скончался и был изначально захоронен в усадебной церкви. Сто лет спустя по указу царя прах Багратиона был торжественно перезахоронен на Бородинском поле.


Второй раздел музейной экспозиции посвящён крестьянской жизни Ополья.




Владимиро-Суздальское Ополье - это безлесная местность с тянущимися до самого горизонта полями и лугами, и, естественно, сельское хозяйство было одним из главных занятий местного населения.




Особо важным промышленным центром Юрьев-Польский никогда не был, тем не менее в 1881-м году купец Алексей Васильевич Ганшин основал в городе текстильную мануфактуру. Об этом местном «олигархе» рассказывает третий раздел музейного собрания. В коллекции музея хранятся предметы мебели из дома Ганшиных, личные вещи фабриканта и документация фабрики.




Созданная Ганшиным фабрика в советское время была переименована в «Авангард», причём детище юрьевского купца вполне себе работает и по сей день (ул. Революции, 2).




Вдоль стен монастыря проходит улица 1 Мая. Напротив входа в монастырь сохранился в сильно обезличенном виде комплекс построек Присутственных мест, возведённых в первые годы 19-го века (ул. 1 Мая, 9).



Замыкает перспективу улицы обезглавленная громада Троицкого собора.




Этот новый храм был построен накануне Первой Мировой войны, но послужил он верующим совсем недолго.




А за Троицким храмом скрывается ценнейшее архитектурное наследие Юрьев-Польского - Георгиевский собор.




Построено это сплошь покрытое белокаменными барельефами сооружение в 1234-м году.





Судьба Георгиевского собора сложилась непросто и привела к историческому казусу.






В 15-м веке верхняя часть здания обрушилась. В 1471-м году здание восстановили, но его пропорции сильно изменились, и храм стал более приземистым.




Это бы ладно, но при восстановлении никто не догадался пометить каменные блоки с барельефами, и их сложили как придётся. В результате этой путаницы сюжеты барельефов стали непонятны, и вот уже сколько времени учёные пытаются разгадать этот каменный «ребус».




С севера к территории бывшего детинца почти примыкает большая торговая площадь, которая ныне называется Советской.



В 1870-х годах на площади были возведены два корпуса Торговых рядов.



В начале 20-го века по соседству с торговой площадью появилось фигурное здание Пожарного депо с конюшней и флигелем (Владимирская ул., 12).




Улица 1 Мая, пройдя вдоль стен Михайло-Архангельского монастыря, а потом и между корпусами Торговых рядов, уходит дальше к северной границе города. Непосредственно за Торговыми рядами сохранилось угловое здание бывшей лавки Хлебникова (ул. 1 Мая, 12).



А на противоположной стороне улицы до революции находился постоялый двор Шевелкиных (ул. 1-го Мая, 33).



Рядом с бывшим постоялым двором стоит вроде бы светское здание с колонными портиками (ул. 1 Мая, 35).



На самом деле это сильно перестроенная и обезглавленная Варваринская церковь.



В 1904-м году в глубине участка вдоль улицы появилась богадельня Мещериных (ул. 1 Мая, 16).



Если идти по улице 1 Мая дальше, то можно добраться до небольшого храмового комплекса в Авангардистском переулке. Летний Рождественский храм построен в 1792-м году.



Зимняя Борисоглебская церковь была освящена в самом начале 19-го века.



А напротив церквей рядом с жилой пятиэтажкой сохранился старый кирпичный амбар (Авангардский пер., 3).



Ещё дальше на улице 1 Мая в Красном посёлке находятся строения женского Петропавловского монастыря. В 1843-м году купец Пётр Бородилин получил разрешение на строительство у городской заставы каменного храма. Новая церковь Петра и Павла оказалась столь огромной, что в течение почти 20 лет после окончания строительства оставалась без прихода. В 1871-м году во время большого городского пожара сгорел женский Введенский монастырь, и сёстры получили разрешение занять Петропавловскую церковь. С 1874-го года обитель официально стала называться Петропавловской.


Построенный Бородилиным Пертопавлавский собор сейчас находится в полностью руинированном состоянии.




Не лучшим образом выглядит и сооруженная в 1870-х годах в неорусском стиле Успенская церковь.



Из старых построек монастыря сейчас в более-менее нормальном виде находится лишь возведённая на рубеже 19/20 столетий высоченная колокольня.




Возобновлённому монастырю пока что удалось восстановить лишь небольшую церковь Вознесения Господня, поставленную в 1780-м году на находившемся рядом с обителью городском кладбище.



Параллельно улице 1 Мая проходит Краснооктябрьская улица.



Около кремлёвских валов она пересекает небольшую площадь с памятником Ленину.



А угол между Краснооктябрьской и Владимирской улицами красиво обрамляет нарядное здание со срезанным углом (Владимирская ул., 22).



300 метров разделяют этот перекрёсток и мужской Введенский Никоновский монастырь.



Из всех монастырских построек более-менее уцелели храм Никона Радонежского 1660-г годов постройки и церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, возведённая столетием позже.


Рядом с Никоновским монастырём проходит Школьная улица, которая по мосту перебегает на другой берег Колокши и вскоре упирается в бывшее здание Реального училища (Артиллерийская ул., 30).



Это основательное кирпичное строение и сейчас является городской школой.


От площади с памятником Ленину по Краснооктябрьской улице можно перебраться на другой берег Колокши.



Почти рядом с автомобильным мостом стоит нарядный храмовый комплекс (Покровская ул.).



Церковь Покрова Богородицы возведена в 1760-м году. Рядом стоящий Никитский храм построен тридцатью годами позже. Настоящей «звездой» ансамбля является высокая колокольня.



Юрьев-Польский - один из древнейших городов Руси, но если бы Юрий Долгорукий увидел, как во второй половине 20-го, да и в начале 21-го веков живущие здесь граждане поиздевались над именным княжеским детищем, никто из горожан головы бы не сносил.


Почти все туристы приезжают в Юрьев-Польский ради Георгиевского собора и Михайло-Архангельского монастыря, и эти архитектурные памятники, безусловно, заслуживают внимания. Но мы в нашей прогулке решили показать ещё и те немногочисленные памятники, которым хоть как-то удалось выжить в наше варварское столетие. Время разбрасывать камни продолжается, а если и наступит время собирать их, то собирать, похоже, будет уже нечего.



Местность:  Владимир и Владимирская область