Бородино



Музей-заповедник Бородино - старейший в мире музей, созданный на полях крупных сражений.



На площади в 110 квадратных километров здесь, помимо музейных зданий и монастыря, находится более 200 памятных обелисков в честь военных подразделений, особо отличившихся в Бородинском сражении, и добавившихся к ним после Великой Отечественной войны памятных знаков.



В 1839-м году Николай I выкупил у местных помещиков центральную часть поля.



И уже 26 августа того же года, то есть в 27-ю годовщину битвы, был открыт первый и главный монумент «Героям Бородинского сражения», установленный на батарее Раевского.



На открытии памятника, созданного по проекту А. Адамини, присутствовал сам Николай I.



Незадолго до открытия монумента у основания памятника был торжественно перезахоронен прах Петра Ивановича Багратиона, скончавшегося от ран в селе Симы недалеко от Юрьев-Польского и похороненного там же в местной церкви.



В 1932-м году монумент разрушили, но 55 лет спустя опомнились и восстановили памятник по подлинным чертежам Адамини.


В том же 1839-м году рядом с главным монументом Бородинского поля был открыт Бородинский музей.




Во время Великой Отечественной войны музейное здание сгорело, но экспонаты ещё до начала боевых действий успели вывезти. После войны Бородинский музей восстановили, и сейчас в нём размещена экспозиция «Славься ввек, Бородино!».




В музее можно увидеть множество артефактов, связанных с Бородинским сражением, включая подлинный экипаж Кутузова.



Но, пожалуй, самым наглядным экспонатом является большой макет поля сражения, иллюстрирующий расстановку войск и ход боя.





Представлены в музее и эскизы Рубо для создания его знаменитой панорамы.



Позади здания музея после Великой Отечественной войны появилась Могила неизвестного солдата, а на аллее, ведущей от музея к главному монументу, находится советский ДОТ.



В 1912-м году к 100-летию Бородинского сражения на поле были установлены 33 обелиска в память об особо отличившихся в битве воинских частях.



Одним из первых вдоль дороги, ведущей из Можайска в село Бородино, был установлен памятник Кутузову.



На Горкинскую высоту главнокомандующий несколько раз въезжал на белом коне.



Сбоку от памятника Кутузову установлена копия старого верстового столба.



А на обрыве горы о Можайской линии обороны и боях 1941-1942 годов напоминает советский ДОТ.



Впрочем, подобных сооружений, построенных осенью 1941-го, на Бородинском поле осталось немало. Как и Братских могил советских воинов. Сильно не прав был Лермонтов, потому что «были люди» и в другое время, и выросшее через столетие «нынешнее племя» оказалось достойно славы своих далёких предков и увековечения их памяти появившимися после Великой Отечественной монументами. Вот и рядом с памятником Кутузову находится одно из захоронений 1942-го года.



Чуть дальше вдоль Можайского шоссе в том же 1912-м году были установлен скромный обелиск Лейб-гвардии казачьему полку.



Этот монумент был разрушен в 1917-м году и восстановлен в 1962-м.


По другую сторону автомобильной дороги стоит очень красивый памятник 1-му и 19-му Егерским полкам.



Он представляет собой небольшую часовню с портиком.



Высокую колонну в честь Егерского полка и матросов гвардейского экипажа венчает Кульмский крест.



Эту награду полк получил от прусского короля Фридриха-Вильгельма III за сражение при Кульме в 1813-м году.



Недалеко от здания Бородинского музея стоит памятник 24-й пехотной дивизии генерала П. Г. Лихачёва.



Воины этой дивизии были последними защитниками батареи Раевского. Дивизия потеряла в боях 973 человека убитыми, 823 человека пропали без вести, 815 человек были в числе раненых, а израненный генерал Лихачёв попал в плен.


По соседству стоит памятник Полевой конной артиллерии.



Он представляет собой гранитную глыбу, по форме напоминающую каску конного артиллериста.



Позади гранитной глыбы виднеется обелиск в честь 12-й Пехотной дивизии генерала И. В. Васильчикова.



От этого монумента тропа ведёт в поле, где высится гранитная колонна, поставленная в память о 23-й Пехотной дивизии. Рядом с ней находятся могилы русских офицеров и стоят памятники Астраханскому кирасирскому полку и Лейб-кирасирскому полку.


А чуть дальше по шоссе установлен небольшой памятник Волынскому пехотному полку.



Император Николай I выкупил в 1839-м году не только часть поля, но и село Бородино. Уже имевшийся там усадебный дом был перестроен в двухэтажный императорский дворец.



В Великую Отечественную войну дворцовые постройки сгорели, но восстановили их лишь в 2000-х.



В 2015-м году в царском Путевом дворце была открыта музейная экспозиция «Бородинское поле: вехи истории».




Перед дворцом установлен памятник Александру II.



Помимо самого дворца были восстановлены большая «Столовая зала» и Кондитерский флигель.




На сохранившейся части дворцового парка вдоль аллей установлены уменьшенные копии всех исторических памятных монументов, разбросанных по огромной территории Бородинского поля.



Рядом с дворцовым комплексом сохранилась Смоленская церковь, построенная в 1701-м году в стиле нарышкинского барокко.



Дорога от Бородинского музея ведёт к Спасо-Бородинскому монастырю.



Дорога проходит мимо глыбы из красного гранита, установленной в память о 4-м Кавалерийском корпусе генерала К. К. Сиверса.



А перед монастырём в 1912-м году был установлен эффектный монумент «Благодарная Россия - своим защитникам».



Памятник представляет собой многоярусную пирамиду, составленную из стволов артиллерийских орудий. Между ярусами помещены гербы 16 городов России, пожертвовавших средства на сооружение монумента. Пирамиду венчает помещённая в лавровый венок фигура Георгия Победоносца и вензели Александра I и Николая II.




В 1920-х годах этот монумент был разрушен, видимо, не ко двору пришлись фигура святого и царские вензели. Сейчас перед монастырём стоит копия, выполненная в 1995-м году.


В 1820-м году Маргарита Тучкова, вдова генерала Тучкова, построила на месте гибели своего мужа церковь Спаса Нерукотворного.




А в 1838-м году около церкви появился монастырь, и Тучкова под именем игуменьи Марии стала первой настоятельницей обители.



В середине 19-го века в монастыре был возведён собор Владимирской Иконы Божией Матери и колокольня.




А в 1870-х на средства Александра II был построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.



В 1912-м году перед Спасской церковью был установлен памятный знак в честь 3-й пехотной дивизии генерала П. П. Коновницына, который принял командование дивизией после гибели Тучкова.



Маргарита Тучкова умерла в 1852-м году, и её монастырское жилище фактически превратилось в дом-музей, в котором долгое время сохранялась вся подлинная обстановка.



В Великую Отечественную войну домик сгорел, и был воссоздан только в 1990-х. В домике три небольшие комнаты, причём их интерьеры мало напоминают монашескую келью.



Это, пусть и скромно обставленное, но всё-таки жилище великосветской дамы.




Из подлинных предметов мебели, принадлежавших Тучковой, сохранился лишь стол.



Правда и самому монастырю в первые послереволюционные десятилетия пришлось тяжко. В 1929-м году обитель ликвидировали, а все монастырские постройки отдали сельскохозяйственной коммуне. Во Владимирском соборе устроили зернохранилище, а Предтеченскую церковь приспособили под клуб. Лишь в 1970-х все постройки монастыря передали Бородинскому музею-заповеднику, после чего там начались серьёзные реставрационные работы. Сейчас монастырские здания находятся в совместном использовании музея и возобновлённого действующего монастыря. В одном из монастырских корпусов, в котором в годы Великой Отечественной войны размещался полевой госпиталь, развернута экспозиция «Бородино в годы ВОВ», а в Предтеченской церкви находится галерея портретов участников Бородинского сражения.


Рядом с оградой монастыря стоит здание бывшей монастырской гостиницы, в которой останавливался Лев Толстой. Сейчас здесь размещена экспозиция «Герои романа «Война и мир»».



А перед этим ныне музейным зданием сохранились остатки Багратионовых флешей.



В 1997-м году перед территорией монастыря восстановили разрушенную в советское время часовню схимонахини Рахили.



Напротив часовни возвышаются кресты, поставленные на братских могилах.



Дорожка от часовни ведёт к могиле генерала Дмитрия Петровича Неверовского.



Герой Бородинского сражения погиб год спустя в «Битве народов» под Лейпцигом и там же был и похоронен. В 1912-м году по указу Николая II Неверовский был перезахоронен на Бородинском поле.


Рядом с могилой Неверовского стоит обелиск из чёрного гранита, поставленный в память о 27-й пехотной дивизии генерала Неверовского.



По соседству возвышается колонна в честь Пионерных (инженерных) войск.



На гранитной колонне до сих пор видны сколы от снарядов Великой Отечественной.


От колонны дорожка ведёт дальше к гранитной глыбе с орлом, поставленной в честь 4-й Пехотной дивизии.



Ещё дальше на фоне леса видны колонна из серого гранита, установленная в честь 1-й Конной батареи, и гранитный обелиск бригады Дорохова, входившей в состав 3-его Кавалерийского корпуса.




Вдоль восточной стены монастыря в 1912-м году были поставлены памятники в честь 2-й Гренадёрской дивизии и Муромского пехотного полка.




Проходящая мимо монастыря дорога ведёт к железнодорожной станции. Вдоль этой трассы стоит очень большое количество монументов. На невысоком пригорке находится памятник 2-й Кирасирской дивизии генерала Дуки.



Самой интересной деталью памятника является ограда, которая состоит из гранитных постаментов с установленными на них металлическими кирасирскими касками.



По другую сторону дороги находятся монументы в честь Измайловского полка, Артиллерийской бригады и Лейб-гвардии артиллерийской бригады.





Дальше вдоль автомобильной дороги стоят сразу два памятника Литовскому полку. Обелиск из розового гранита в память о Литовском полке поставлен Московским полком.



Декорированный барельефами монумент в честь Литовского полка установлен самим Литовским полком.



По другую сторону дороги находится памятник Финляндскому полку.



Рядом с ним в 1964-м году перезахоронили капитана этого полка Александра Гавриловича Огарёва, который до того покоился на кладбище села Старое. Причём перенесли на новое место не только прах, но и старое надгробие.



Как мы уже говорили, автомобильная дорога ведёт от Спасо-Бородинского монастыря к железнодорожной станции «Бородино», появившейся в 1870-м году. Эту старую станцию в 1911 году запечатлел на своей фотографии Прокудин-Горский.



Старая станция в годы Великой Отечественной войны была полностью разрушена, и в 1953-м было построено новое здание.



Оно выдержано в стилистике сталинского ампира и декорировано патриотичными символами.




Недалеко от Спасо-Бородинского монастыря рядом с деревней Шевардино находился Шевардинский редут, бой за который состоялся накануне основного сражения.




В 1912-м году на редуте был установлен монумент в честь защищавшей редут 12-й Батарейной роты.



Защитники редута вынуждены были уступить французам эту выгодную позицию, на которой Наполеон устроил свой командный пункт. В 1913-м году на месте командного пункта Наполеона был установлен изготовленный во Франции памятник «Солдатам армии Наполеона».




Бой у Шевардинского редута стал прологом одного из самых кровопролитных однодневных сражений, произошедшем на Бородинском поле на следующий день. Точные потери живой силы с обеих сторон до сих пор не установлены. Наиболее вероятной кажется цифра в 60 тысяч человек. И это всего лишь за один день сражения! Да, обе армии сражались с невиданным мужеством, но это никак не оправдывает желания взрослых «мальчиков» поиграть в живых солдатиков.


Все знаменитые поля сражений должны были бы напоминать человечеству об этих великих трагедиях, но, к сожалению, амбиции и стремление к власти всегда оказываются сильнее. И доказательством тому служат появившиеся на Бородинском поле в 1941-1942 годах братские могилы и послевоенные советские памятники.



Местность:  Московская область