Находящаяся в 10 километрах к югу от МКАД усадьба Остафьево - это одна из великолепных дворянских «подмосковных», украсивших окрестности Москвы на рубеже 18/19 столетий.
Известное с 17-го века владение не один раз меняло хозяев, но в середине 18-го века Остафьево купил купец Козьма Матвеев, построивший здесь одноэтажный каменный дом и корпуса суконной фабрики.
Эти промышленные здания, правда позже перестроенные, стоят и по сей день рядом с усадебным парком.
Тогда же для нужд фабрики на узенькой речушке Любуче была сооружена плотина, и в усадьбе появился большой пруд.
В 1782-м году вдова Матвеева Анна Григорьевна возвела в Остафьеве храм Святой Троицы.
Козьма Матвеев значительного следа в истории нашей страны не оставил, в отличие от последующих владельцев усадьбы - знатных и богатых князей Вяземских.
В самом конце 18-го века Остафьево купил Андрей Иванович Вяземский, отличившийся своими матримониальными эскападами.
Сначала Андрей Иванович от связи с графиней Сиверс, замужней, между прочим, дамой, обзавёлся незаконнорожденной дочерью Екатериной, которой дали фамилию Колыванова.
К чести князя, дочку он не бросил на произвол судьбы, а всю жизнь заботился о ней и дал ей хорошее воспитание.
Потом князь из своего заграничного вояжа привёз в Россию ирландку Дженни О’Рейли, которая на тот момент тоже была дамой замужней. С большим трудом добившись развода для своей возлюбленной, Андрей Иванович сочетался с Дженни законным браком, из-за чего насмерть рассорился со своей семьёй. Вот тогда-то Андрей Вяземский и купил Остафьево, которое благодаря новым владельцам вошло в историю как «Русский Парнас». Наверное, не было ни одного более или менее известного писателя или поэта того времени, не побывавшего в Остафьеве.
Андрей Вяземский на месте каменного купеческого дома выстроил красивейший дворец.
Классический главный дом, увенчанный небольшим бельведером, двумя колоннадами соединяется с изящной формы флигелями.
Имя архитектора, построившего княжеский дворец, неизвестно, но судя по очень качественной архитектуре и отличным пропорциям здания, строил его вполне зрелый мастер.
При Андрее Вяземском вокруг дома был разбит большой пейзажный парк.
После Андрея Ивановича Остафьево унаследовал его единственный сын князь Пётр Андреевич Вяземский, известный российский поэт и литератор, большой друг Пушкина. Именно при нём в усадьбе проходили собрания литературного общества «Арзамас».
«Приветствую тебя, в минувшем молодея,
Давнишних дней приют, души моей Помпея!»
- так Пётр Андреевич Вяземский написал о своём Остафьеве.
Пётр Андреевич был женат на княжне Вере Гагариной, и этот брак был прочным, и можно было бы сказать, что счастливым, если бы не многочисленные смерти их детей. Вера Фёдоровна Вяземская родила 8 детей, но 4 сына умерли в раннем детстве, а 2 дочери дожили только до 18 лет. Дочь Мария скончалась в 36 лет, и лишь сын Павел, унаследовавший Остафьево, дожил до более-менее солидных 68 лет.
А внебрачная дочь Андрея Вяземского Екатерина Колыванова вышла замуж за Николая Михайловича Карамзина, тоже не последнего персонажа отечественной истории. С 1804 по 1815 годы Карамзин жил и работал в Остафьеве. Два дуба, симметрично стоящие около флигелей дворца, до сих пор называются «карамзинскими».
Рядом с одним из дубов высится посаженная в 1850-х годах Петром Андреевичем Вяземским лиственница.
В конце позапрошлого столетия внук Петра Андреевича Вяземского Пётр Павлович продал Остафьево мужу своей сестры графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву, потомку и наследнику богатейшего вельможного рода.
Всерьёз увлекавшийся историей и оставивший немало исторических трудов Шереметев к 100-летию со дня рождения Пушкина открыл в Остафьеве общедоступный пушкинский музей, существовавший вплоть до 1930-го года. В начале 1910-х годов Сергей Дмитриевич установил в парке несколько памятников. Рядом с парковым фасадом дома стоит скромный монумент в память о Карамзине.
Стоящий по соседству бюст Петра Андреевича Вяземского выполнен в виде античного героя.
Немного дальше находится небольшой памятник Пушкину.
Рядом друг с другом стоят обелиск в честь Василия Жуковского и бюст Павла Петровича Вяземского.
После войны в усадебном доме разместили дом отдыха, для которого изменили внутреннюю планировку, застеклили прекрасные колоннады и почему-то разобрали бельведер.
В конце 1980-х Остафьево опять решили превратить в музей, но работы по восстановлению и реставрации дворца затянулись на долгие годы.
От подлинных интерьеров дома Вяземских более-менее сохранился лишь парадный Овальный зал.
По обе стороны от Овального зала вдоль первого этажа тянутся анфилады парадных комнат.
Говорить о полной реставрации помещений, естественно, не приходится, так как реставрировать, по сути, было нечего.
Начинать восстановление интерьеров пришлось просто с нуля.
К счастью, множество предметов интерьера не пропало, они бережно все эти десятилетия хранились в усадьбе «Останкино».
И, наверно, музейщиками было принято правильное решение не создавать в усадьбе новодельный дорого-богатый китч, а ограничиться почти отсутствием декора и немногочисленными, но зато подлинными предметами интерьера.
На втором, жилом, этаже дворца находилась комната Карамзина.
Сейчас она пока выглядит несколько иначе.
Видимые атрибуты усадебного дома, конечно, важны, они создают антураж. Но гораздо важнее наполненность музейных витрин, экспонаты которых подробно рассказывают обо всех владельцах усадьбы, о её знаменитых гостях, чьи имена прочно вписаны в страницы нашей литературы.
А нам остаётся только порадоваться, что музей сумел возродиться и теперь есть ещё одна возможность окунуться в мир русской усадьбы, сыгравшей не последнюю роль в истории не только российской, но и мировой литературы 19-го века.
Местность:
Москва /
Московская область Раздел:
Музеи