Первую прогулку по Иваново мы закончили на площади Революции, и эта центральная площадь станет отправной точкой нашей второй прогулки по этому многогранному городу.
До начала 1930-х годов на главной площади Иваново-Вознесенска стоял храмовый ансамбль из Крестовоздвиженской церкви и двух колоколен, старой и новой. В 1932-м году на расчищенной площади по проекту В. И. Гальперина началось строительство Дома Советов. Из всего запланированного комплекса возвели лишь скромный южный корпус, торец которого ныне отмечен цитатой Ленина.
В 1970-х рядом соорудили высотное административное здание, ныне стыдливо облицованное вентфасадом. Задняя, так до сих пор даже не оштукатуренная, сторона конструктивистского корпуса несостоявшегося Дома Советов занимает всю чётную сторону коротенького Аптечного переулка.
А противоположная сторона переулка полностью сохранила облик конца позапрошлого века.
Среди двухэтажных жилых домиков со старорежимными торговыми лавками в нижних этажах в 1913-м году вклинился большой новомодный пассаж торгового дома «И. А. Соколов с сыновьями».
Строил это модерновое сооружение известный архитектор И. Е. Бондаренко.
Сквозной проход пассажа ведёт в переулок Степанова, который является продолжением улицы Степанова.
В 1904-м году на нынешней улице Степанова выстроили большое здание женской гимназии (ул. Степанова, 9). Размер строения особенно впечатляет со стороны внутреннего двора, обращённого к Театральной улице.
К югу от площади Революции отходит улица Красной Армии, в самом начале которой стоит построенный в 1915-м году бывший магазин Кошелева (ул. Красной Армии, 4).
Чуть раньше на этой улице было выстроено здание Соединительного банка (ул. Красной Армии, 11).
В 1928-м году напротив этого неоклассического здания появился представитель нового архитектурного стиля - Областной банк, автором проекта которого был В. А. Веснин (ул. Красной Армии, 10).
Ещё через 8 лет по-соседству выросло строгое здание Филармонии (ул. Красной Армии, 8).
Мимо площади Революции проходит улица 10-го Августа. Начинается улица на задворках стоящего на берегу Уводи Дворца искусств, о котором мы уже рассказывали в первой прогулке по городу. На начальном отрезке улицы очень хорошо сохранилась застройка рубежа 19/20 веков.
Причём селились здесь люди совсем не бедные, собственные особняки в этом месте имели богатейшие текстильные фабриканты Иваново-Вознесенска.
Кирпичный дом с элементами стиля модерн построен в 1910-м году, но в начале 1950-х его надстроили третьим этажом (ул. 10-го Августа, 7).
В середине 19-го века фабрикант Гандурин построил на этой улице усадьбу (ул. 10-го Августа, 23).
А в 1913-м году Гандурины выстроили для себя новый особняк в неоклассическом стиле (ул. 10-го Августа, 16).
В соседнем длинном здании сначала находилась женская профессиональная школа, а потом строение было приспособлено под набойный корпус мануфактуры Игумнова (ул. 10-го Августа, 18/17).
Мещанскую идиллию начального отрезка улицы 10-го Августа нарушает выстроенное в 1930-м году по проекту Д. В. Разова и Я. Ф. Попова здание гостиницы «Центральная» ( Шереметевский проспект, 1).
Очень эффектно выглядит графичный угол гостиницы.
За перекрёстком с Шереметевским проспектом улица 10-го Августа проходит вдоль площади Революции, и недалеко от площади находится старейшее сохранившееся здание Иванова - Щудровская палатка (ул. 10-го Августа, 36а).
Эти каменные палаты построены в 17-м веке для Приказной избы. В середине 19-го века старинное строение купил купец Щудров, который ничтоже сумняшеся надстроил ценный памятник архитектуры двумя этажами и разместил в нём набойный цех. Советским реставраторам понадобилось почти 20 лет, чтобы привести здание в исходный вид.
К северу от площади Революции уходит широкий Шереметевский проспект, почти целиком застроенный высшими учебными заведениями. В старом Иваново-Вознесенске эта магистраль называлась Большой Шереметевской улицей в честь владельцев села Иваново графов Шереметевых. В советское время улицу переименовали сначала в улицу, а потом в проспект Фридриха Энгельса. И только в 2010-х улице, действительно за столетие превратившейся в широкий проспект, вернули историческое имя.
Начинает Шереметевский проспект гостиница «Центральная», о которой мы уже говорили выше. Острому углу гостиницы архитектор Г. Г. Павин противопоставил закруглённый угол построенной в 1927-м году Губстрахкассы (Шереметевский пр-т, 3).
Губстрахкасса стоит на перекрёстке проспекта и Советской улицы. Отрезок улицы, отходящий вправо от проспекта, прекрасно иллюстрирует вид Иваново-Вознесенска 150-летней давности. Во второй половине позапрошлого века вдоль улицы выросли корпуса фабрики Гандурина. Сохранился и жилой дом семьи этого богатейшего фабриканта (Советская ул., 25).
В маленьком деревянном особнячке в конце 19-го века жил полицеймейстер (Советская ул., 24).
В конце позапрошлого века на улице появилось пожарное депо, здание которого перестроили в 1913-м году (Советская ул., 26).
А на противоположной стороне улицы стоит построенное в первые годы 20-го века кирпичное здание бывшей Мещанской управы (Советская ул., 27).
Именно в этом небольшом здании в мае 1905-го года во время всеобщей иваново-вознесенской стачки заседал первый в России совет рабочих. В 1967-м году в этом историческом строении открылся Музей Первого Совета.
Дальше по чётной стороне улицы стоят корпуса образованной в 1830-х годах мануфактуры Фокина (Советская ул., 30). На фабричной территории сохранились жилой дом, набойный корпус и склады.
Перекрёсток улиц Советской и Марии Рябининой начал застраиваться в первые годы 20-го века. В 1904-м году появилась Торговая школа (Советская ул., 43).
В это же время на противоположном углу был построен кирпичный жилой дом (Советская ул., 45).
Третий угол перекрёстка занимает чётких геометрических форм здание общежития хлопчато-бумажного техникума, представитель архитектуры конца 1920-х (Советская ул., 42).
Возвращаемся на Шереметевский проспект, на следующем участке которого начинается сплошное студенческое царство. К 1930-му году закончилось строительство корпусов Химико-технологического института (Шереметевский пр-т, 7).
Автором проекта этого вузовского комплекса был один из основоположников советского классицизма Иван Александрович Фомин.
По-соседству им же была построена Научная библиотека (Шереметевский пр-т, 11).
Институтский корпус и библиотеку разделяет улица Пушкина, на которой обращает на себя внимание красивый кирпичный дом фабриканта Гандурина (ул. Пушкина, 9).
К сожалению, в 1930-х дом надстроили, исказив тем самым его пропорции.
Целый квартал по чётной стороне проспекта занимают корпуса Медицинского института (Шереметевский пр-т, 8).
Весь этот комплекс зданий строился с 1937-го по 1956-й годы.
Следующий квартал вдоль Шереметевского проспекта занимает Ивановский политехнический институт (Шереметевский пр-т, 21).
Эти корпуса строились в 1928-1937 годах по проекту всё того же Ивана Фомина.
На противоположной стороне проспекта в 1934-м году для Химико-технологического института Фомин спроектировал довольно простой, функциональный учебный корпус (Шереметевский пр-т, 14).
В 1929-1934 годах по проекту архитекторов Н. А. Круглова и Б. А. Кондрашова рядом с учебными корпусами был построен студенческий городок Политеха (Шереметевский пр-т, 29-37).
Корпуса общежитий немного отодвинуты вглубь участка, а по красной линии проспекта стоит построенный в 1934-м году «Дом спорта» (Шереметевский пр-т, 33).
На противоположной стороне проспекта на пригорке находится ещё одно здание студенческого общежития (Шереметевский пр-т, 48).
Влево от Шереметевского проспекта уходит Крутицкая улица, на перекрёстке с которой стоит Казанская церковь (Шереметевский пр-т, 41).
История этого храма не совсем обычна. Мы, к сожалению, уже привыкли, что старые церкви служили долгие десятилетия заводами, складами, клубами, а то и просто жильём. А вот находчивые ивановцы в 1810-м году наоборот приспособили под церковь старый промышленный корпус, он очень хорошо просматривается с северной стороны храма.
Чуть дальше по Крутицкой улице стоит построенная в начале позапрошлого века Вотчинная контора графов Шереметевых (Крутицкая ул., 33).
Мы уже упоминали, что село Иваново и прилегающие к нему земли были собственностью графов Шереметевых. По-соседству стоит корпус набойной мануфактуры начала 19-го века (Крутицкая ул., 31).
В 1928-м году на Крутицкой улице был построен Туберкулёзный диспансер (Крутицкая ул., 27).
Медицинское учреждение этого типа в текстильном городе являлось первейшей необходимостью. Туберкулёз был очень распространённым профзаболеванием, и Иваново-Вознесенск не зря называли «городом ситца и чахотки».
Ну а мы снова возвращаемся на Шереметевский проспект, на котором почти у самого берега Уводи сохранилось построенное в 1910-м году здание электротеатра «Аванс» (Шереметевский пр-т, 53).
Восточнее Шереметевского проспекта и почти параллельно ему проходит улица Марии Рябининой, на которой сохранилась красивая усадьба Дюрингера, построенная в начале 1910-х в стиле модерн (ул. Марии Рябининой, 31-33).
Напротив усадьбы Дюрингера стоит дом Соколова, один из лучших ивановских образцов стиля неоклассицизма начала 20-го века (ул. 3-го Интернационала, 37).
Улицу Марии Рябининой пересекает улица 3-го Интернационала, на которой вперемежку стоят жилые многоэтажки и крохотные деревянные домики.
В одном из таких купеческих домов родился Андрей Сергеевич Бубнов, советский политический и партийный деятель, занимавший после революции довольно высокие государственные посты. Сейчас в старом деревянном доме находится Музей семьи Бубновых (ул. 3-го Интернационала, 45/43).
Нынешним поколениям фамилия Бубнов, наверное, совсем не знакома, но тем не менее этот музей даёт хорошую возможность познакомиться с жизнью ивановского «среднего класса» полуторавековой давности.
Улица 3-го Интернационала упирается в улицу Колотилова. Огромный участок между улицей Колотилова и рекой занимает бывшая фабрика Гарелина (ул. Колотилова, 49).
Фабрика до сих пор работает, попасть на её территорию невозможно, но в конце позапрошлого века это передовое по тем временам предприятие выглядело очень и очень внушительно.
Текстильную мануфактуру здесь на правом берегу Уводи в 1748-м году основал крепостной крестьянин графа Шереметева Иван Грачёв. Им же была построена стоящая рядом усадьба, которая считается самым старым усадебным домом Иванова (ул. Колотилова, 43).
Позже мануфактуру купили Гарелины, которые в течение полутора столетий расширяли и развивали производство, превратив фабрику в предприятие полного цикла. В 1893-м году на средства Мефодия Гарелина рядом с фабрикой была построена Преображенская церковь (ул. Колотилова, 44).
Для строительства храма был приглашён известный московский архитектор А. И. Каминский.
В 1940-м году церковь закрыли, но четыре года спустя храм снова стал действующим. К сожалению, после закрытия церкви её внутреннее убранство было уничтожено. Сейчас в Преображенской церкви стоит трёхярусный барочный иконостас, перевезённый сюда из церкви села Сараево.
По Шереметевскому проспекту мы дошли до реки, но проспект продолжается и на левом берегу Уводи. Почти сразу за мостом справа стоит построенный в 1950-х годах внушительный Дом науки и техники (Шереметевский пр-т, 58).
Рядом с этим зданием разбит сквер с Вечным огнём.
В 1975-м году на проспекте появился кинотеатр «Современник» (Шереметевский пр-т, 85).
Он стал самым большим кинотеатром Иванова.
Дальше Шереметевский проспект ведёт к Введенскому монастырю (Шереметевский пр-т, 88).
Монастырь строился в 1900-1913 годах, а землю для строительства обители подарил граф Сергей Дмитриевич Шереметев. В советские годы в монастыре размещался архив, поэтому все монастырские строения сохранились в хорошем состоянии.
Рядом с монастырём проходит улица Спартака, плавно переходящая в улицу Сосновую. Когда-то тут и в самом деле был сосновый бор, среди которого в 1920-х годах были построены бревенчатые дома для фабричных рабочих.
Часть этих домов жива и по сей день.
Сосновая улица ведёт к бывшей фабрике Витовых, которая в советское время получила название «Красная Талка». Фабрика действующая, поэтому старые дореволюционные корпуса находятся на закрытой территории. Но «новый», выстроенный в 1926-м году, корпус, преобразованный ныне в торговый центр, можно осмотреть не только снаружи, но и внутри (Сосновая ул., 1).
Над проектом этого протянувшегося на сотни метров строго функционального здания работали московские архитекторы-инженеры Иван Николаев и Борис Гладков.
Длина корпуса особенно впечатляет внутри здания.
Архитекторы-новаторы, которые были к тому же ещё и талантливыми инженерами, очень нестандартно обошлись с внутренним объёмом этого громадного сооружения, сделав его многоуровневым и с верхним светом. Причём все уровни были предназначены для установки станков.
Интересно, что при размещении в этом корпусе торгового центра ничего не пришлось перестраивать или менять, ведь при строительстве современных ТЦ архитекторы используют абсолютно те же принципы организации внутреннего пространства.
В нашей прогулке по Иваново мы уже прошли мимо нескольких огромных ткацких фабрик, а ведь их к началу 20-го века было несколько десятков, и это не считая средних и маленьких. Население Иванова к 1917-му году составляло 174 400 человек, и вопрос жилья для рабочих стоял очень остро.
При крупных фабриках были казармы, но ведь казарма - это, по сути дела, общежитие, в котором одна небольшая комната предназначалась для проживания всей семьи, совершенно не зависимо от её численности. Кухни и санитарные зоны, естественно, общие. Но даже такого жилья катастрофически не хватало.
В 1920-х годах Иваново-Вознесенск стал полигоном для новых градостроительных принципов и новой архитектуры. Мы уже немало видели и многоквартирных жилых домов, и деревянных двухэтажек, построенных в 1920-х. Эти строения разбросаны по всему городу. А в 1924-1926 годах в юго-западной части города между улицами Красных Зорь и Парижской Коммуны в соответствии с концепцией города-сада развернулось масштабное строительство Первого рабочего посёлка.
В поселке было построено около 140 фахверковых домов, рассчитанных на 2, 4, 8 и 10 квартир.
Общественным центром посёлка был перекрёсток улиц Красных Зорь и Ленинградской. Здесь в 1927-м году открылась школа, построенная по проекту Г. Г. Павина (Ленинградская ул., 13).
В тот же год начала работать поселковая амбулатория, тоже построенная Павиным (ул. Красных Зорь, 17).
Рядом с ней стоит здание клуба, оформление фасада которого отсылает уже к сталинской архитектуре.
Напротив, кстати, стоит ещё одно здание в стиле советского классицизма, построенное для треста Иванстрой (ул. Красных Зорь, 16).
Фахверковые конструкции были выбраны для строительства Первого рабочего посёлка неслучайно, они дают возможность очень быстрой сборки домов. Но в процессе эксплуатации эти жилые дома проявили себя не лучшим образом, они оказались очень холодными, совершенно непригодными для наших зим. Кроме того, в домах посёлка не было ни центрального отопления, ни горячего водоснабжения. Разбирать их начали ещё в советское время. Безусловно, жить в домах с частичными удобствами в 21-м веке люди не должны. Но хотелось бы, чтобы пару домиков для истории всё-таки сохранили, сделав их, разумеется, нежилыми. А ещё лучше устроить в сохранённых домах какой-нибудь Музей быта, типа музея Амури в финском пролетарском городе Тампере.
Итак, опыт малоэтажного строительства в Иванове оказался не совсем удачным, и власти решили пойти другим путём - начать строить капитальные многоквартирные дома. В 1931-м году на той же улице Красных Зорь по проекту Ильи Голосова был построен кирпичный жилой комплекс на 400 квартир (ул. Красных Зорь, 1).
Комплекс, получивший название «Дом коллектива», состоит из нескольких корпусов разной формы.
Четыре корпуса, стоящие торцами к улице, попарно соединены стилобатами.
В стилобатах и боковых пристройках были предусмотрены помещения для торговли и бытового обслуживания.
А на противоположной стороне улицы стоит антипод голосовского дома - Дом работников ТЭЦ (ул. Мархлевского, 34/45).
Этот объёмный угловой дом выстроен в 1952-м году по проекту архитектора Н. Ф. Менде.
С улицы к дому примыкает ограда с совершенно фантастическим фонарём.
Дом имеет уютный, просторный и некогда хорошо обустроенный двор.
Во дворе сохранилась чаша фонтана и ещё один замысловатый фонарный столб.
В наши дни сталинский дом на фоне «Дома коллектива» смотрится просто аккуратным красавцем. А ведь сразу после строительства чёткие и динамичные формы голосовского «Дома коллектива» выглядели весьма эстетично. Сейчас, несмотря на то, что весь комплекс остаётся жилым, смотреть на здание без слёз невозможно - полураскрошившиеся кирпичи, полностью развалившиеся боковые стенки лоджий. Какая уж тут эстетика!
И такое состояние зданий ведь не только из-за того, что за ними плохо ухаживали. К сожалению, в 1920-е годы в измученной войнами и революциями стране совсем не было качественных стройматериалов. Строили, кажется, из песка и воды. При этом архитектурные идеи и эстетика советского строительства 1920-х годов вполне актуальны и по прошествии сотни лет. Вот только как сохранить это рассыпающееся на глазах богатейшее архитектурное наследие Иванова, города, ставшего сто лет назад полигоном новой архитектуры, - этот вопрос пока остаётся открытым.
Местность:
Иваново и Ивановская область