Боровск: «Обаяние русской провинции»



Боровск - маленький город на окраине Калужской области, в котором проживает около 10 тысяч жителей. Казалось бы, что можно ожидать от маленького провинциального городка, но тем не менее в длинную и богатую на события летопись скромного по размерам Боровска вплелись звучные имена неординарных персонажей российской истории - Пафнутия Боровского, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Константина Циолковского.



Местоположение Боровска отличается редким своеобразием - река Протва образует здесь две крупные излучины и делит город на несколько частей.



Старейшая часть Боровска лежит на высоком правом берегу реки. В 16-м веке на этом холме был возведён деревянный кремль.



С юга крепость защищали земляные валы, с севера - река, а с запада - глубокий овраг. В 1634-м году деревянный кремль сгорел и больше не восстанавливался.


Ко второй половине 17-го столетия от старой крепости на территории кремля всё ещё сохранялась земляная тюрьма, в которую поместили знаменитых раскольниц боярыню Феодосию Морозову и её сестру княгиню Евдокию Урусову. Василий Суриков на своей знаменитой картине изобразил сидящую в розвальнях почти старуху с искажённым праведным гневом лицом, а ведь Феодосии Прокофьевне даже на день смерти было всего 43 года, по нашим-то временам совсем молодая женщина!



В боровской тюрьме обе сестры скончались от истощения и здесь же на холме и были похоронены. Могила их не сохранилась, хотя в начале прошлого века старообрядческая община Боровска установила на предполагаемом месте захоронения могильную плиту. В начале 2000-х на вершине холма возвели часовню, в которую и поместили хранившуюся до этого времени в музее надгробную плиту, которую в 1682 г. на могилу сестёр положили братья.



Если вспомнить ещё и о том, что в течение года в Боровском Пафнутьеве монастыре был заключён протопоп Аввакум, то понятно, почему Боровск стал одним из российских центров старообрядчества.


В конце 18-го века по планам Петербургской градостроительной комиссии на кремлёвском холме предполагалось построить целый комплекс из нескольких административных зданий, но возвели только корпус Присутственных мест (Советская ул., 4).



Во второй половине 19-го века на территории кремля появилось скромное здание школы (Советская ул., 6).



Школьное образование Боровска тесно связано с именем пионера советской космической эры. В 1878-м году в боровское уездное училище поступил на службу 21-летний учитель математики Константин Циолковский. В Боровске он прожил 12 лет, здесь будущий знаменитый учёный обзавёлся семьёй, здесь родились четверо его детей, и здесь же увидели свет первые научные труды Циолковского. Так что очень душевной скульптурной композиции с чудаком-мечтателем под кремлёвским холмом самое место.




Огибающая кремлевский холм Советская улица - остаток средневековой планировки Боровска.



На этой круто спускающейся к реке улице сохранилось несколько довольно старых жилых домов.




Мы не зря употребили слова «довольно старых». Дело в том, что застройка Боровска в течение столетий была деревянной. В 1760-х годах, то есть ко времени регулярной перепланировки города, в Боровске было всего 4 жилых каменных дома. В 19-м веке основная застройка так и продолжала оставаться деревянной, и из-за частых пожаров деревянных домов старше ста с небольшим лет почти не найти. А сейчас кому-то в Боровске пришла в голову очень удачная мысль нанести на стены домов муралы, которые отлично оживили городской пейзаж.






Кстати, обработка большинства деревянных домов в Боровске имеет отличительную особенность. Торцы брёвен дома, срубленного в «обло», сильно выступают, и при горизонтальной обшивке фасада закрыты они не как обычно вертикальными досками, а тоже горизонтальными, как и весь дом.



А уж какие наличники украшают фасады деревянных боровских домиков! По боровским окнам можно проводить отдельную экскурсию!







В 1776-м году петербургская Комиссия для строений разработала план кардинальной перепланировки Боровска. На месте оказалось, что сложный рельеф и «выкрутасы» реки никак не позволяют реализовать этот план в реале.



Поэтому были просто выпрямлены три основные улицы - нынешние Ленина, Володарского и Калужская. Все эти улицы веером расходятся от большой прямоугольной торговой площади, которая в советское время получила имя Ленина.



Весь центр площади занимают 8 корпусов Гостиного двора.





После переустройства торговой площади по её периметру местные купцы начали активно строить свои двухэтажные дома с лавками в внизу.



Сейчас среди этих старых купеческих особняков находится Боровский музей «Стольный город» (пл. Ленина, 7). Маленькая музейная экспозиция посвящена, естественно, многовековой истории города.




В послевоенные годы на площади Ленина появился военный мемориал с Вечным огнём.



А рядом с ним в сквере выставлены образцы артиллерийских орудий.



И конечно, на площади Ленина никак не обойтись без памятника Ильичу.



На центральной площади стояла со второй половины позапрошлого века и небольшая гостиница (пл. Ленина, 12).



По планам градостроительной комиссии в городе надлежало построить Благовещенский собор, но денег на его строительство не нашлось, поэтому в собор превратили приходскую Никольскую церковь, одну из четырёх на тот момент каменных церквей города (пл. Ленина, 1).



Решили обойтись малой кровью и к небольшому приходскому храму просто пристроили крупную трапезную и высокую колокольню.



К западу от площади Ленина отходит улица Урицкого.



Над улицей возвышается хорошо видимая с площади церковь Преображения Господня «на взгорье» (ул. Урицкого, 9).



Классических пропорций храм возведён в 1804-м году.



Чуть ниже по улице сохранилось здание богадельни, построенной в середине позапрошлого века для 12 женщин духовного сословия (ул. Урицкого, 21).



К югу от главной площади слабо развёрнутым веером отходят три улицы: Калужская, Володарского и Ленина. Это те самые улицы, которые по присланному в конце 18-го века из Петербурга плану переустройства города хоть как-то удалось спрямить и расширить. Калужская улица, впрочем, как и все остальные улицы Боровска, на удивление хорошо сохранила рядовую провинциальную застройку рубежа 19/20 веков.






Тут, конечно, нет никаких архитектурных супершедевров, но зато радует целостность застройки.





А среди жилых домиков просматриваются хоть и не московские, но всё равно почти поленовские дворики.



Железная дорога обошла Боровск стороной, поэтому никакой крупной промышленности тут так и не появилось. Нет, во второй половине позапрошлого века в городе насчитывалось 24 фабрики, правда на большинстве из них трудились от 3 до 5 рабочих. А основное население Боровска состояло из мелких купцов и мещан. Вот их-то небогатыми домиками и застроен весь город.





Очень приятно видеть, что и нынешние хозяева крайне заботливо относятся к своей исторической недвижимости.






Средняя из трёх улиц - улица Володарского - по виду мало чем отличается от Калужской.







Очень красиво выглядит усадьба, занимающая большой угловой участок на перекрёстке улицы Володарского и переулка Текстильщиков (ул. Володарского, 28/12).




В деревянном усадебном комплексе сохранились главный дом, флигели и ворота).



В позднесоветские годы на улице Володарского построили двухэтажный многоквартирный дом и декорировали его стилизованными деревянными деталями (ул. Володарского, 40).




Угловой участок на перекрёстке улиц Володарского и Мира занимает Крестовоздвиженская церковь (ул. Володарского, 54).



Самой престижной в старом Боровске была Успенская, а ныне Ленина, улица.



Её и сейчас обрамляют самые красивые дома города. Дом купца Санина стоит на улице со второй половины 19-го века (ул. Ленина, 5).



Красивые резные элементы украшают второй деревянный этаж дома купцов Меренковых (ул. Ленина, 10).





Перед домом купца Большакова, построенного в конце 18-го века (ул. Ленина, 12), стоит ещё один памятник Ильичу, но уже без пальто.



На этой улице большая усадьба принадлежала местным богачам, владельцам ткацкой фабрики Полежаевым (ул. Ленина, 18).



Усадьба построена в первой половине 19-го столетия, но в начале прошлого века Полежаевы модернизировали своё жилище и оснастили его всеми удобствами нового времени. В доме было электричество, паровое отопление, водопровод, канализация и даже телефон. В 2005-м году силами внучки последнего владельца усадьбы в одной из комнат главного дома был создан Музей истории боровского предпринимательства.



На улице Ленина находится самый красивый дом Боровска - резной деревянный терем торговца рейнскими винами купца Шокина (ул. Ленина, 15).





Вернее, это не отдельный дом, это целая усадьба с флигелем и воротами.





Мы уже говорили, что в 17-м веке Боровск стал одним из центров старообрядчества, почти 70% населения города были противниками официальной православной церкви. После того, как в 1905-м году вышел царский указ о веротерпимости, боровские купцы-старообрядцы оживились и принялись за строительство старообрядческих храмов. К 1908-му году на Успенской улице было закончено возведение собора Всех Святых (ул. Ленина, 27).



Храмом здание прослужило недолго, через 20 лет церковь закрыли и переоборудовали её под клуб. В бывшем старообрядческом храме и сейчас находится Городской выставочный центр.



Чуть дальше по чётной стороне улицы Ленина стоит неприметного вида дом (ул. Ленина, 38).



Этот жилой дом появился во второй половине 18-го века. Напомним, что к тому времени в Боровске было всего 4 жилых каменных дома, и, видимо, вот этот дом на сегодняшний день претендует на звание старейшего в городе.


В восточном направлении от площади Ленина отходит длиннющая Коммунистическая улица, которая ведёт в левобережную часть города. Весь этот район, также как и центральный, представляет собой настоящий заповедник провинциальной архитектуры 150-летней давности.





Нынешняя улица Коммунистическая во второй половине 19-го века отнюдь не была городскими выселками, здесь также как и в центре охотно селились и строились местные купцы и фабриканты.




Этим по тем временам отдалённым районом не побрезговали даже местные богачи Копырины, поселившиеся в большой усадьбе, от которой помимо главного дома сохранились флигели и множество служебных построек (Коммунистическая ул., 67-71).



Но бóльшая часть застройки - это рядовые домики не слишком состоятельных боровчан.




В начале 20-го века среди невысоких жилых особнячков выросла громада старообрядческого собора Покрова Пресвятой Богородицы (Коммунистическая ул., 63).



Огромный купол и высокая колокольня храма отлично видны со всех соседних городских холмов.



На двести лет раньше в этом заречном районе города возвели небольшую церковь Бориса и Глеба. В 1819-м году церковь надстроили, расширили и соорудили высокую колокольню (Коммунистическая ул., 102).



Параллельно Коммунистической улице, но гораздо ниже её, под очередным боровским холмом, пролегает тихая, больше похожая на дачную, улица Циолковского.



Когда-то эта улица носила название Круглая.




В 1887-м году семья Циолковских сняла второй этаж в доме мещанки Помухиной (ул. Циолковского, 49).



Сейчас в этом скромном особнячке находится Дом-музей Циолковского.




Светлая и просторная квартира Циолковским очень нравилась, но прожили они в ней всего год.





Весной 1888-го года во время половодья уровень воды в Протве поднялся так мощно, что дома на находящейся довольно далеко от реки улице Круглой оказались в воде чуть ли не по второй этаж. Пришлось Константину Эдуардовичу искать для своей семьи новое пристанище.


В самом начале улицы в 1908-м году появилась ещё одна небольшая старообрядческая церковь Введения Пресвятой Богородицы (ул., Циолковского, 10). К началу 1914-го года было завершено строительство колокольни.



Перед началом Великой Отечественной войны храм закрыли, во время трёхмесячной оккупации Боровска немцы устроили в церкви тюрьму для пленных красноармейцев, а после войны здание успело послужить и овощехранилищем, и инкубатором. Сейчас церковь снова принадлежит старообрядческой общине Боровска.



К востоку от центральной части города вдоль правого берега Протвы тянется улица Рабочая. В самом её начале сохранились строения бывшей текстильной фабрики Ёжиковых (Рабочая ул., 4-8). На улицу выходят жилой дом владельца фабрики и контора.



Позади них стоят производственные корпуса, которые в советское время перестроили в жилые дома.




Рабочая улица заканчивается в бывшем селе Высокое. В 1410-м году здесь на холме над Протвой был основан Высоко-Покровский монастырь. В 1764-м году монастырь ликвидировали, его территория превратилась в сельский погост, на котором сохранилась чудесная деревянная церковь Покрова, срубленная в 17-м столетии.





В несуществующем ныне Высоко-Покровском монастыре в 1414-м году принял постриг юный Пафнутий. Дед Пафнутия был татарином, сборщиком дани для Золотой Орды, но впоследствии принял христианство. Его внук Пафнутий, воспитанный уже в православии, 20 лет пробыл в Высоко-Покровском монастыре сначала простым монахом, потом ещё 10 лет игуменом, а потом принял схиму и вместе со своим учеником ушёл в лес. Позже к ним присоединилось ещё несколько монахов, и вскоре около Боровска появился новый Пафнутьев монастырь.




Уже в 1444-м году была освящена первая деревянная церковь новой обители. В 1467-м году, ещё при жизни Пафнутия, в монастыре был построен белокаменный собор.


В 16-м веке Москва усиленно укрепляла свои пограничные города, и Пафнутьев монастырь, как и множество старинных русских обителей, превратился в монастырь-крепость.



Монастырскую территорию окружили толстые крепостные стены с верхним и подошвенным боем и трёхъярусные башни. В Смутное время в результате измены двух воевод монастырь был захвачен и разорён. При штурме погибли 12 тысяч защитников монастыря, и сгорел монастырский архив. Нынешние стены и башни обители возведены в 17-м веке.




Но от предыдущих укреплений 16-го столетия осталась одна Круглая башня.




На территорию монастыря ведут никак не вписывающиеся в древний ансамбль построек Святые врата, сооружённые в конце 19-го века.



Сразу слева от ворот стоят покои келаря.



По соседству вдоль стены протянулся построенный в 17-м веке корпус монастырской гостиницы.



Трапезная палата с церковью Рождества Христова - самая старая из дошедших до нашего времени построек, она возведена в 1511-м году.



Лестница на торце здания со стороны собора ведёт в лоджию с росписями частично 17-го, частично 18-го веков.




К Трапезной палате в конце 17-го века на нижней части звонницы 1523-го года возвели 5-ярусную колокольню.



От декора старинной звонницы сохранились нарядные полихромные изразцы.





В конце 16-го столетия (точная дата неизвестна) на месте первого белокаменного храма, освящённого самим Пафнутием, возвели новый собор Рождества Богородицы.



Благородные пропорции и сдержанный декор придают зданию величавость.



В 19-м веке к собору пристроили новый придел, который выглядит как прыщ на идеально гладкой коже.




Внутри собор сразу после окончания строительства был расписан фресками, но позже их записали масляными красками. К сожалению, это было вполне общепринятым явлением, особенно во второй половине позапрошлого века.


К северной стене монастыря примыкает Настоятельский корпус 17-го века.



В 1760-е годы рядом с ним возвели церковь Митрофания.



Правее возвышается куполок Ильинской церкви, выстроенной в 1670-е годы.



Завершают ансамбль монастырских зданий стоящие амфитеатром кельи, построенные в 17-м столетии.



Древний Пафнутьев монастырь - это отличное кульминационное завершение прогулки по чудесному Боровску, который не зря называют музеем под открытым небом. Здесь все улицы пронизаны обаянием русского провинциального городка, здесь ничто чужеродное не врывается в городские пейзажи и не режет глаз. И если бы кто-нибудь составил бы список самых красивых малых городов России, то Боровск бы точно оказался в этом списке на одной из первых позиций.



Местность:  Калуга и Калужская область