Ногинск: "Город фабрик и модерна"



Ногинск, один из промышленных центров Подмосковья, расположен на берегах реки Клязьмы к востоку от Москвы. Это сейчас в Ногинске более 100 тысяч жителей, а когда-то на месте современного города было село Рогож, население которого занималось ямщицким промыслом. Очень уж удачно было расположено село на Владимирской дороге, на оживлённом пути из Москвы в Нижний Новгород и Казань.


В 1781-м году село Рогож получило статус города и новое имя Богородск. Тогда же был разработан и «регулярный» план застройки города. Богородск на плане представлял собой прямоугольник с ортогональной сеткой улиц и центральной Базарной площадью. Эта планировка центра современного Ногинска сохранилась и по сей день.



Застройка исторического центра Ногинска представляет собой весьма колоритную смесь эпох и стилей. По одной стороне улицы могут стройным рядом стоять, например, хрущёвки или панельки, а противоположная сторона - живая иллюстрация минувших столетий.




Пёстрая смесь бревенчатых домиков, зданий в стиле модерн, брутальных конструктивистских построек и замысловатых сталинок делает прогулку по этому городу интересной и нескучной.





В 18-м веке в Богородске начали развиваться кустарные, в основном шелкоткацкие, промыслы, а в 19-м веке появились текстильные фабрики. К концу того же столетия Богородск и его окрестности превратились в центр текстильного производства Московской губернии. К этому времени бизнесом в Богородске занимались уже хорошо образованные внуки полуграмотных основателей фабричного дела, и эти знающие толк в красоте богатые купцы и промышленники старались украсить город и своими жилыми домами, и общественными зданиями, и даже корпусами своих фабрик.



В 1908-м году в Ногинске на Дворянской улице появилось великолепное здание Женской гимназии (Советская ул., 57).



Автор этого изящного строения в стиле модерн - московский архитектор Александр Васильевич Кузнецов.



В каждой детали сооружения чувствуется рука большого мастера.



Кстати, Кузнецов, на заре своей карьеры много и плодотворно работавший в стиле модерн, в советское время - а умер архитектор в 1954-м году - весьма активно проектировал конструктивистские здания, занимался преподавательской и научной деятельностью. А построенное им в Ногинске красивое учебное здание до сих пор является школой, и местным детям повезло каждый день видеть перед глазами не типовой параллелепипед, а самый настоящий эксклюзив.




Позади школы виднеется высокая башня, служившая когда-то одновременно водонапорной башней и пожарной каланчой.



Рядом с бывшей женской гимназией Советскую улицу с обеих сторон обрамляют две большие площади - Фонтанная и площадь Победы.



Чуть дальше по Советской улице сохранился почти не видимый из-за ёлок большой особняк фабриканта Зотова (Советская ул., 74).



Дом построен в 1880-е годы рядом с шелкоткацкой фабрикой, с которой он образует единый комплекс.


Сразу за углом стоит одноэтажный купеческий особнячок начала прошлого столетия (Красноармейская ул., 3).



К сожалению, в 1990-х слева сделали пристройку со входом, при этом очень примитивно попытались стилизовать её под оригинальное здание. Кроме того, во время ремонта был утрачен декор фасада и аутентичное остекление.


Параллельно Советской проходит улица 3 Интернационала, бывшая Большая Московская.



В 1840-х годах на этой улице выстроили комплекс из пяти административных зданий. Вдоль улицы стоит ампирный корпус Присутственных мест, сооружённый по «образцовому», то есть типовому проекту (ул. 3 Интернационала, 75).



Позади Присутственных мест находится тюрьма (она и сейчас действующая), дом начальника тюрьмы и два флигеля.


Когда-то Присутственные места стояли вдоль одной из сторон Торговой площади, от которой остались фрагменты торговых рядов.




В советское время на торце одного из корпусов разместили крупное панно.



Угол улиц 3 Интернационала и Трудовой занимает эффектное здание в стиле модерн, построенное в начале 20-го века для ресторана Сиднева (ул. 3 Интернационала, 69).



Это сооружение полностью лишено декора, если не считать зелёную майоликовую ленту на эркере.



Весь эффект создаётся исключительно при помощи объёмов и форм.


Напротив бывшего ресторана стоит ещё одно здание, сохранившее стилистику модерна начала прошлого века.



Почти у Фонтанной площади находится Театр драмы и комедии (ул. 3 Интернационала, 65).



Глядя на вход в театр, трудно себе представить, что за этим брутальным входом скрывается построенный в 1914-м году в стиле модерн бывший синематограф «Колизей».



А входная группа с устрашающими масками появилась во время реконструкции здания в 1960-х.



Бывшая Торговая площадь, преобразованная в сквер Бугрова, плавно спускается к Рабочей, бывшей Нижней, улице. В самом конце сквера справа стоит здание Историко-краеведческого музея (пл. Бугрова, 2).



А на противоположной стороне Рабочей улицы сохранилась купеческая усадьба начала 19-го века (Рабочая ул., 28-30).



Главный дом усадьбы в конце того же столетия перестроили для Городской управы. Левый флигель усадьбы сильно перестроен, а правый, в котором была торговая лавка, в 1913-м году удлинили для размещения в нём насосной станции городского водопровода.



В панораму Рабочей улицы прямо-таки врывается высоченная колокольня Богоявленского собора (Рабочая ул., 16 А-Б).



Собор возвели в 1820-е годы на месте более раннего храма.




Рядом с собором сохранился построенный в 1830-х годах по «образцовому» проекту небольшой особняк (Рабочая ул., 16).



Рабочая улица сохранила немало интересных образцов каменной и деревянной жилой архитектуры Ногинска второй половины 19-го и начала 20-го веков.




Дом фабриканта Елагина - один из немногих образцов каменной жилой застройки города середины позапрошлого века (Рабочая ул., 8а). Правда декор на фасаде более поздний.



Потрясающе красивой резьбой покрыт фасад деревянного второго этажа двухэтажного особняка под номером 63.




Правда нижний каменный этаж тоже украшен лепным декором.



Очень красив резной деревянный дом купца Куприянова (Рабочая ул., 47).



Дальше по Рабочей улице высится Тихвинская церковь (Рабочая ул., 2).



Выглядит это сооружение, мягко говоря, странно. До середины 19-го века на этом месте стоял небольшой кладбищенский храм. Вместо него по типовому проекту плодовитого и популярного в то время архитектора К. А. Тона возвели новую церковь.



В конце 19-го века церковь решили расширить, и суховатую тоновскую постройку окружила затейливо-узорчатая краснокирпичная пристройка. С точки зрения стиля получилось, конечно, не очень, зато это уникальное сооружение ни забыть, ни перепутать с чем-либо невозможно.


Дальше вдоль Рабочей улицы протянулась территория бывшей ткацкой фабрики Елагина, его особняк мы прошли чуть раньше.



Параллельно Рабочей улице идёт Рогожская, бывшая Средняя. В 1927-м году вдоль Рогожской улицы и перпендикулярной ей улицы Володарского развернулось строительство многоэтажного жилья для рабочих бывшей фабрики Елагина.




Вдоль Рогожской протянулся целый квартал жилых домов, строительство которых закончилось к 1933-му году.



А на противоположной стороне Рогожской улицы резко контрастирует со скупой архитектурой жилых домов первых советских пятилеток красивый деревянный на кирпичном цоколе дом Ерохова, построенный в 1905-м году в стиле модерн (Рогожская ул., 33).



За краснокирпичными корпусами 1920-х годов постройки, стоящими вдоль улицы Володарского, в зарослях прячется низенькое здание бывшей трамвайной подстанции.




Ногинская однопутная трамвайная линия была пущена в 1924-м году, и связывала она городские окраины с центром. В 2010-х в Ногинске началась трамвайная чехарда: трамвайное движение то останавливали, то запускали вновь. В 2018-м рельсы окончательно демонтировали, но следы трамвайной линии кое-где ещё отчётливо видны.




История Ногинска не ограничивается только историей Богородска. В 1842-м году Захар Саввич Морозов, сын основателя династии Морозовых Саввы Васильевича Морозова, купил на противоположном от Богородска берегу Клязьмы село Глухово и основал там Богородско-Глуховскую мануфактуру. Дело продолжил его сын Иван Захарович, и к 1884-му году на сильно разросшейся фабрике работало уже 8,5 тысяч рабочих.



Наибольшего расцвета Глуховская фабрика достигла при Арсении Ивановиче Морозове, внуке основателя мануфактуры. Корпуса Богородско-Глуховской мануфактуры тянутся на сотни метров вдоль нынешних улиц Ильича и Советской Конституции.




Между этими двумя улицами находится площадь Ленина, на которой в небольшом палисаднике стоит памятник вождю мирового пролетариата.



Этот первый в мире памятник Ильичу изготовил рабочий Глуховки Ф. П. Кузнецов.



Рабочие фабрики собирались поставить памятник ещё при жизни Ленина, но не успели, установили 22 января 1924-го года, то есть на следующий день после смерти Владимира Ильича.



Рядом с фабрикой за короткое время вырос целый рабочий городок. Сохранилась многоэтажная казарма для рабочих (ул. Ильича, 13).





В 1905-м году на территории больницы Богородско-Глуховской мануфактуры появился Родильный приют (Ремесленная ул., 1).



Изящное здание в стиле модерн имеет необычный скруглённый фасад, а в качестве декора использована разноцветная керамическая плитка.




Очень необычно выглядят наружные подоконники из зелёной поливной керамики.



Отрадно осознавать, что морозовский родильный приют вот уже вторую сотню лет так и продолжает впускать в мир новых жителей Ногинска.


В пяти минутах ходьбы от Ремесленной улицы находится улица Санаторная, на которой сохранился комплекс деревянных домов, построенных в начале 20-го века для специалистов Глуховской мануфактуры. Невероятно живописный, украшенный башенкой и высоким щипцом дом управляющего фабрики очень напоминает старые дачи в окрестностях Петербурга (Санаторная ул., 18).






Два соседних дуплекса предназначались для семей инженерно-технического персонала (Санаторная улица, 20, 22).




С Санаторной улицы можно войти в парк, где на берегу Черноголовского пруда сохранился дом самого Арсения Ивановича Морозова. Несколько лет назад какой-то умник догадался огородить всё высоким глухим забором, из-за которого дом толком нельзя было разглядеть, но сейчас этой проблемы нет.





Этот дом для хозяина фабрики построил в 1907-1908 годах архитектор А. В. Кузнецов, автор здания женской гимназии, которую мы показывали в самом начале нашей прогулки по Ногинску. Средняя и правая части дома - кирпичные, а левая - деревянная, частично оштукатуренная.




Недавно дом был отреставрирован на частные средства и сейчас в нём открыт Музей семьи Арсения Ивановича Морозова, единственный в России музей династии российских промышленников и меценатов.


При входе в дом сразу обращаешь внимание на старинные батареи.



Изначально их в доме не было, отопление в доме было исключительно печное. Во время реставрации установили старинные батареи, демонтированные в предназначенных под снос дореволюционных рабочих казармах.



В кирпичной части дома в красивом зале с камином Морозовы принимали гостей.





Из парадного зала можно было выйти на закрытую остеклённую террасу.




В помещении кухни сохранилась старая русская печь.



Стоящая сейчас в кухне отреставрированная медная ванна чудом сохранилась в долгое время затопленном водой и нечистотами подвале дома.



Сами Морозовы жили в деревянной части дома, доступ в которую для посторонних был закрыт.



Свет в коридоре давали потолочные световые фонари.



В этой части дома расположены несколько жилых комнат, в том числе, кабинет Арсения Ивановича Морозова.



В одной из них сохранилась украшенный изразцами камин.



В большой комнате, украшенной картинами, стоит рояль, на котором музицировал сам хозяин дома.



Спальни хозяев достаточно скромные, как и туалетная комната.





"Гостевая комната" очевидно предназначалась для приезжавших в дом Морозовых близких родственников.



Трапезничали хозяева в небольшой столовой.



Под домом находится огромный подвал с печью и коммуникациями. Как мы уже говорили, он долгое время был затоплен, доступа в него не было, что сохранило от разграбления ванну и некоторые другие артефакты дома Морозовых.





Старый колодец у дома даёт воду и сегодня.



Рядом с домом сохранилась одноэтажная хозяйственная постройка с каретником.




В 1906-году Арсений Морозов по соседству с Богородско-Глуховской мануфактурой затевает строительство огромной суперфабрики - Новоткацкой (ул. 8 Марта).



Для проектирования и строительства Морозов пригласил всё того же архитектора Александра Васильевича Кузнецова, ставшего основателем отечественной школы промышленной архитектуры, и талантливого инженера Артура Фердинандовича Лолейта.


Фабричные корпуса всегда строились многоэтажными, свет в цеха попадал через обычные окна. На Новоткацкой фабрике был сооружён низкий распластанный корпус, перекрытый кровлей из монолитного железобетона.



В крыше были устроены световые фонари двух типов - горизонтальные ленточные и конусообразные. Эта система верхних «окон» давала равномерную освещённость цеха в течении всего светового дня.



Забавно, что в фильме «Светлый путь», агитке советского культпропа, Любовь Орлова бегает по ткацкому цеху, построенному буржуем-миллионщиком.


Все постройки Новоткацкой фабрики выдержаны в стиле модерн, даже высокая фабричная труба, которую сейчас хорошо видно только со стороны Индустриальной улицы.




Очень необычно выглядит оформление вентиляционных труб изогнутыми бетонными «покрывалами».




Вдоль фабричного забора по улице 8 Марта сохранились деревянные дома сотрудников фабрики.





Для специалистов более высокого ранга - понаряднее, для остальных - многоквартирные дома попроще.




На противоположной стороне улицы большой участок занимает здание, построенное в 1908-м году для Мужского училища (ул. 8 Марта, 4).



Проектированием и строительством здания занимался архитектор А. М. Марков.




Все фасады сооружения украшены фризами и вставками из цветной майолики.




Здание и сейчас выглядит огромным, но надо иметь в виду, что помимо учебных классов в задней части строения находились квартиры директора и преподавателей. И кстати, это прекрасное учебное здание, также как и бывшая женская гимназия в центре Ногинска, по-прежнему является школой.


Чуть дальше по улице 8 Марта стоят три красивых корпуса бывших казарм для рабочих (ул. 8 Марта, 10-14).




Построил эти здания в начале прошлого века архитектор Марков.




Все корпуса внутри имеют длинные коридоры с 17-метровыми комнатами по обеим сторонам.





Сзади к основному корпусу примыкает дополнительный объём, в котором размещались общие кухни и душевые.



Очевидно, что в России, впрочем, как и во всей Европе, некогда мощное текстильное производство практически умерло, фабрики либо заброшены, либо их территории сдаются непонятно подо что. И всё-таки хочется верить, что великолепные ансамбли ногинских мануфактур когда-нибудь рекультивируют и отреставрируют, ведь текстильное дело - это огромнейший пласт истории Ногинска.



Местность:  Московская область