Полотняный Завод



Одна из лучших усадеб калужской земли Полотняный Завод находится в 30 километрах от Калуги.



В 1718-м году здесь на берегу речки Суходрев калужский купец Карамышев построил полотняную и бумажную фабрики. Со временем у Карамышева появились два компаньона - его племянник Г. И. Щепочкин и "калужский посадский" А. А. Гончаров. После смерти Карамышева компаньоны полюбовно разделили общее имущество.


Предприимчивый и оборотистый Афанасий Абрамович Гончаров сумел так развернуть свой бизнес, что через пятьдесят лет этот бывший калужский "горшечник" заделался крупным вельможей, владельцем множества заводов и фабрик, хозяином нескольких усадеб и домов в Москве и Калуге, а в его доме в Полотняном Заводе не побрезговала остановиться и сама Екатерина II.



Афанасий Абрамович Гончаров умер в 1784-м году, дожив до 85 лет. Его сын пережил отца ненадолго, и усадьба перешла к внуку Афанасию Николаевичу Гончарову, деду жены Пушкина. Афанасий-внук умудрился в короткий срок промотать всё огромное состояние деда, оставив своих детей и внуков ни с чем. Усадьбу Полотняный Завод, впрочем, сохранить семье удалось.


В 1812-м году в усадебном доме размещался Главный штаб Кутузова. Дважды в Полотняный Завод приезжал Пушкин: сначала ещё женихом - представиться деду невесты, а во второй раз - в гости уже на правах близкого родственника. В Полотняный Завод, в дом своего счастливого детства вернулась с детьми молодая вдова Наталья Николаевна Пушкина, и, не имея практически средств к существованию, прожила здесь пару лет на попечении своего брата Дмитрия, ставшего к тому времени хозяином усадьбы.


В конце 19-го столетия Полотняным Заводом владел Дмитрий Дмитриевич Гончаров. Он и его жена служили в оперном театре Зимина. В Рабочем театре Полотняного Завода выступали и О. Л. Книппер, и Е. Ф. Гнесина, и сами хозяева.


В 1941-м году главный усадебный дом Гончаровых сгорел, деревья в парке были вырублены. Остов полуразрушенного дома простоял несколько десятилетий.




В 1970-е начались реставрационные работы, которые, как обычно, продвигались черепашьими темпами. Тем не менее, к 200-летию со дня рождения Пушкина дворец более или менее привели в порядок и открыли в нём музей.



В своём домашнем архиве мы нашли фотографии, сделанные в мае 1999-го года, то есть ещё накануне пушкинского юбилея.





За прошедшие годы здание полностью отремонтировали со всех сторон.




Строительство главного дома в Полотняном Заводе, по-видимому, было закончено в середине 18-го столетия. Правда, выглядел он тогда иначе. Сначала это был красный (а потом лазоревого цвета) дворец в стиле барокко с богатой лепной и живописной отделкой фасада.



Через три десятка лет пришла новая мода, дворец перепланировали внутри и изменили его фасады.



Дворец имеет три этажа. В нижнем этаже помещались людские и кухня, второй этаж занимали парадные залы, а на третьем этаже жили хозяева и их гости.


Из вестибюля на второй этаж, где и развернута музейная экспозиция, ведёт деревянная парадная лестница. Понятно, что говорить о полной реконструкции, а уж тем более о реставрации интерьеров не приходится - осталось слишком мало документальных материалов.






Но можно, по крайней мере, осмыслить планировку дома, оценить размеры его помещений.


Эта комната служила столовой.



Одно из самых больших помещений - Большая гостиная.





К Большой гостиной примыкает камерная Китайская диванная.



Парадная "Екатерининская" спальня - дань существующей тогда моде.



Тот, кто надеется увидеть пышные интерьеры и "стулья из дворца", будет, скорее всего, разочарован.





Музейная экспозиция состоит, в основном, из документов (или копий документов) и по крупицам собранных предметов, отражающих разные периоды жизни усадьбы.





С одной стороны от главного дома сохранились служебные корпуса.




С другой стороны прямо непосредственно к дворцу примыкают самые старые корпуса бумажной фабрики. Хозяина Полотняного завода такое соседство ничуть не смущало - фабрика была его детищем и его гордостью.




В конце 2010-х в старом корпусе открыли музей "Бузеон".




В музее представлено всё (ну, или почти всё), что связано с изготовлением и применением бумаги - от станков до готовой продукции.




Как ни странно, бумажная фабрика, основанная 300 лет назад, работает и сейчас.







К корпусам фабрики пристроены нарядные Спасские ворота, названные так по стоявшей рядом усадебной церкви Спаса.




Ворота живы, а вот от церкви долгое время оставался лишь фундамент.



В конце 2010-х г.г. рядом с воротами был выстроен Преображенский храм.



Напротив входа в усадебный дом виднеется башенка ворот Конного двора.




Сами корпуса конюшен сохранились, но пребывают в удручающем состоянии.



А чуть правее и подальше - ворота в усадебный парк.



Когда-то в гончаровской усадьбе было три парка: Нижний, Красный и Большой.


"Нижний парк" отделён от дворца каналом.



Место тут само по себе низкое и некрасивое, но создатели парка сумели превратить эту невыразительную местность в романтический ландшафт, устроив цепь прудов сложной формы.



Пруды обнесли высокими дамбами, по которым проложили аллеи.



При этом пруды служили не только эстетическим целям, они исполняли ещё и функцию отстойников воды для фабрики, так как для производства бумаги высшего качества требуется исключительно мягкая вода.



"Большой парк" раскинулся в излучине реки Суходрев, длинной петлёй огибающей усадьбу.


Старых деревьев в парке практически не сохранилось - очень уж сильно пострадал он во время войны.



Не дошли до нас и многочисленные парковые павильоны. И тем не менее, планировка парка легко "читается" и по сей день: рощицы и аллеи на высоком берегу Суходрева, мягкие заливные луга внизу у самой реки.





От дома, через фруктовый сад и дальше через весь Большой парк проходит прямая липовая аллея.




Сейчас аллея называется "Пушкинская", но сами хозяева называли её "Елизаветинской".


Аллея выводит к тому месту, где когда-то стояла беседка "Миловида". Беседка здесь есть и сейчас, но, увы, современная, совсем не гончаровская.



Рядом с беседкой "сидит" Пушкин. Говорят, он любил это место в парке.




В парке, почти сразу за Парковыми воротами, в нескольких минутах ходьбы от гончаровского дома стоит великолепный дом Щепочкина (бывшего компаньона старого Афанасия Гончарова).




Здание с обращённым к реке колонным портиком высится на краю обрыва над рекой, откуда открываются потрясающие виды.



Сведений об истории этой усадьбы сохранилось на удивление мало, но достоверно известно, что в 1872-м году дом уже стоял, а чуть позже его перестроили.


Дому Щепочкина в войну повезло гораздо больше, чем соседскому, он остался цел. Более того, частично сохранились и подлинные интерьеры. Многие десятилетия вплоть до 2007-го года в стенах старого дома находилась поселковая средняя школа. Здание передано музею, и там идут реставрационные работы. Так что осмотр этого интересного здания, увы, пока не представляется возможным.


Рядом с главным домом сохранился один из флигелей, второй флигель и многочисленные служебные постройки не уцелели.


К сожалению, сейчас полностью восстановить весь усадебный комплекс, в том числе и парк, невозможно, так как часть усадьбы просто-напросто застроена жилыми домами посёлка.






Третий гончаровский парк - "Красный парк" с цветниками и "парковыми затеями" - располагался вокруг П-образного пруда. На берегу пруда стоял летний Красный дом. Этот парк исчез давно - ещё в середине 19-го века его территория отошла под Торговую площадь выросшего при фабрике посёлка.


В сам посёлок от гончаровского дома можно попасть через Спасские ворота. Чуть дальше на пути попадётся башенка несохранившейся каменной ограды усадьбы.




А отсюда короткий переулок приведёт на главную улицу посёлка Полотняный Завод с сохранившимися старыми, но вполне солидными домиками.




Статус "посёлок городского типа" Полотняный Завод получил в 1925-м году, но задолго до того зажиточные граждане начали строить свои дома вполне "по-городскому".





Особенно нас потряс двухэтажный дом, занятый ныне поселковой администрацией.




От обилия декора на фасаде аж дух захватило!








Несколько смутили нас, правда, крупные крендели - то ли это отражение эстетических пристрастий бывшего владельца, то ли хозяин дома был местным булочником.



В советское время на большой центральной площади выросло здание поселкового клуба.




А сбоку от клуба построили двухэтажный магазин. В интерьерах магазина сохранилась интересная отделка разноцветной стеклянной плиткой.



Конечно, хотелось бы увидеть усадебный комплекс и музей в более цветущем состоянии. Тем не менее, следует сказать "Большое спасибо!" и поклониться тем людям, которые в крайне трудное время смогли дать старой усадьбе вторую жизнь и сохранить частицу нашей истории.



Местность:  Калуга и Калужская область