Горки Ленинские



Музей-заповедник Горки Ленинские находится в десяти километрах от Москвы рядом с городом Видное. Бывший когда-то объектом идеологического воспитания, музей в наши дни превратился в многопрофильный культурный комплекс, в котором сейчас каждый из посетителей может выбрать наиболее интересующую его страницу нашей истории.


В большом пейзажном парке находятся сразу четыре музея: Музей Ленина, Усадьба Горки, Музей-квартира Ленина в Кремле и Музей крестьянского быта. Кроме того, парк и сам по себе хорош, а вход в него бесплатный.


У главного входа в парк высится монументальное здание Музея Ленина. Этот каменный колосс одиноко стоит буквально в чистом поле, превращая окружающий пейзаж в фантасмагорию.




Здание построил в 1987-м году архитектор Леонид Павлов. Вход в музей обозначен величественным портиком.






Сам архитектор называл его "мой Парфенон".



Надо отдать должное стильности интерьеров и тщательно продуманному оформлению экспозиции музея.





В самом музее представлены копии документов, отражающих историю первых лет существования Советского государства. Молодому поколению будет весьма полезно познакомиться с этими материалами, ну, а у представителей старшего поколения есть возможность вспомнить навязший в своё время в зубах институтский курс научного коммунизма.




На некотором удалении от могучего здания Музея Ленина проходит длинная аллея, бывшая некогда подъездной дорогой к усадьбе Горки.



От Музея Ленина до ворот усадьбы идти придётся минут 10 - 15.



Усадьба Горки, сменившая на своём веку множество владельцев, сформировалась в конце 18-го столетия. Именно тогда на высоком берегу речки Туровка появился парк, каменный дом и два симметричных флигеля. После реформы 1861-го года усадьба начала хиреть, потом перешла в купеческие руки и превратилась просто в летнюю дачу.



Часть парка была поделена на отдельные участки, на которых были выстроены дачные дома для сдачи в наём.




Неизвестно, что бы приключилось с усадьбой дальше, если бы в 1909-м году её не купила бы Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот (урождённая Зимина).



Зинаида Григорьевна, дама активная, целеустремлённая, честолюбивая и без предрассудков, сделала неплохую "карьеру". Совсем в юном возрасте дочь купца 2-й гильдии Зинаида Зимина вышла замуж за Сергея Викуловича Морозова. Брак оказался неудачным, и Зинаида Григорьевна, презрев моральные устои общества, довольно скоро развелась с супругом и сразу же сочеталась новым браком с дядей своего бывшего мужа Саввой Тимофеевичем Морозовым, одним из богатейших промышленников России. Вместе супружеская пара прожила 19 лет. После загадочной смерти Саввы Тимофеевича Зинаида Морозова унаследовала огромные капиталы, но этого богатой вдове показалось недостаточно - захотелось ей, потомственной купчихе, стать "столбовою дворянкой". Через два года вдовства, в 1907-м году, немолодая уже по тем временам Зинаида Морозова выходит замуж за московского градоначальника Анатолия Анатольевича Рейнбота. (Не надо путать градоначальника с "мэром", должность градоначальника ближе всего к современной должности начальника городского УВД).


Брак был выгоден обеим сторонам: небогатый муж получал доступ к капиталам Морозовых, а жена - вожделенное дворянское звание. Для полного счастья не хватало одного - фамильного родового гнезда, и в 1909-м году Зинаида Григорьевна приобретает Горки.


Буквально через несколько месяцев после свадьбы Рейнбот был обвинён в казнокрадстве, и началось длившееся несколько лет судебное дело. Разгоревшийся скандал лишил Зинаиду Григорьевну возможности вести бурную светскую жизнь, и всю свою неуёмную энергию она направила на обустройство усадьбы.


В ходе строительных работ все усадебные постройки и парк были стилизованы под русский классицизм конца 18 - начала 19 столетий. Видимо, очень уж Зинаиде Григорьевне хотелось почувствовать себя хозяйкой настоящего "дворянского гнезда". Большинство исследователей сходятся на том, что перестройкой усадьбы занимался Фёдор Шехтель, личный друг Морозовой, автор её знаменитого особняка на Спиридоновке, но в строительной документации, тем не менее, имя знаменитого московского зодчего нигде не фигурирует.


Прежде всего был перестроен главный дом. С фасада появился портик с шестью ионическими колоннами.



Со стороны парка дом украсила лоджия с колоннами тосканского ордера.



По торцам дома были пристроены зимний сад и застеклённая веранда.



Над окнами второго этажа были помещены барельефы с сюжетами из древнегреческой мифологии.



Оба флигеля были оформлены входными портиками и торцевыми полуротондами.



За южным флигелем был построен хозяйственный двор с конюшней, каретным сараем и водонапорной башней.




Бревенчатый верх каретного сарая надстроен в 1922-м году.



Надо сказать, что свой дом Зинаида Григорьевна обустроила с наивысшим, даже по нынешним меркам, комфортом. Там были все необходимые удобства: водопровод, ванная, центральное отопление, электричество и даже телефон. Это-то, кстати, и сыграло свою роль в столь необычной дальнейшей судьбе усадьбы.


В это же время идут работы по благоустройству парка. Перед домом разбивается небольшой, огороженный балюстрадой партер. Был расчищен находящийся на средней террасе склона, оставшийся от старой усадьбы пруд. Около него появился грот. Дорожки по обе стороны партера приводят к беседкам-ротондам.





От беседок две каменные лестницы спускаются к большому пруду, устроенному в русле речки Туровка.




Большой пруд с плотиной и дамбой был выкопан в начале 1910-х г. г.




К 1914-му году все работы по обустройству усадьбы Горки были закончены.


Надо сказать, что Зинаида Морозова-Рейнбот строила не просто загородный дом, она создавала настоящую усадьбу. При новой предприимчивой хозяйке были посажены обширные фруктовые сады, построены оранжереи и большая молочная ферма (их здания существуют и поныне). Словом, обустраивалась Зинаида Григорьевна в усадьбе основательно и надолго. Вот только жизнь наша - штука непредсказуемая.


В 1918-м году в усадьбе Горки появились новые жильцы - Владимир Ильич Ульянов-Ленин, Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична Ульянова. Дом в Горках находился близко от Москвы, пребывал в отличнейшем состоянии, имел все удобства и, самое главное, телефон, а потому и был превращён в своего рода "дом отдыха".


В первый раз Ленин оказался в Горках в сентябре 1918-го года, ровно через месяц после ранения. И сама усадьба, и местность вокруг Ильичу понравились. Ленин попросил ничего в доме не трогать и не переделывать, и в течение последующих четырёх лет семья Ульяновых приезжала сюда как на дачу в выходные и в периоды отпусков. Лишь с мая 1923-го года и до своей кончины Ленин жил в Горках практически безвыездно.


Сначала из-за неисправности парового котла Ульяновы поселились в Северном флигеле усадьбы. Жилые комнаты во флигеле невелики и все оснащены печами. Разномастная мебель принесена, скорее всего, из Большого дома. В комнате Владимира Ильича стоят всего лишь кровать, письменные стол и шкаф.



Комната Крупской - больше, да и обставлена разнообразней.




Самая большая "жилплощадь" была у Марии Ильиничны.







Поначалу Ульяновы жили осенью и зимой во флигеле, а в Большой дом перебирались только летом. Крупская вспоминала: "Дом был хорошо отстроен, с террасами, с ванной, с электрическим освещением, богато обставлен... Мы привыкли жить в скромных квартирках, в дешёвеньких комнатах и дешёвых заграничных пансионах и не знали, куда сунуться в покоях Рейнбота... Лишь постепенно привыкли мы к этому дому".


Ну, в общем, привыкли и с 1921-го года жили уже постоянно в Большом доме. После смерти Ленина в Горках поселился его младший брат со своим семейством. В 1930-х было принято решение о создании в усадьбе музея, но выселить Дмитрия Ульянова так и не удалось. Дмитрий Ильич умер в Горках в 1943-м году, семью его всё-таки переселили, и в 1947-м году начались работы по музеефикации. Двумя годами позже музей-усадьба Горки Ленинские принял первых посетителей.


Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот после революции никуда не уехала, прожила в Советском Союзе ещё 30 лет и умерла в 1947-м году. Так что не смогла она попасть в свой дом, если уж и не хозяйкой, так хотя бы в качестве посетительницы музея.


Надо сказать, что в годы Советской власти вся мягкая мебель в доме была накрыта простенькими холщовыми чехлами. Маловероятно, что это было вызвано заботой о сохранности экспонатов. Скорей всего, сделано это было для того, чтобы во время идеологически выдержанной экскурсии посетители не отвлекались на "посторонние предметы". Да и как было показывать похожий на кокетливый дамский будуар рабочий кабинет вождя мирового пролетариата!




Ведь пришлось бы рассказывать, что свои работы "Пролетарская революция и ренегат Каутский" и "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" Ленин написал в окружении мещанских розочек.



Хотя напомним, что Ильич сам просил ничего в доме не трогать, видимо, его самого букетики-цветочки-финтифлюшки не смущали.


Так мебель и простояла под чехлами почти полвека. А когда в 1990-х чехлы сняли, сами музейные сотрудники так и ахнули, увидев, какие сокровища хранятся у них в музее. Вот так выглядит на старой фотографии, например, Восточный вестибюль.



А так эта комната выглядит сейчас.



И тут вдруг все осознали, что Горки - единственная в Подмосковье усадьба, сохранившаяся от и до в полной неприкосновенности!






Нам довелось побывать в Горках в середине 1990-х. Это было точно не лучшее для музея время: судьба самого комплекса висела на волоске, сотрудники, впрочем, как и подавляющее большинство населения страны, выглядели какими-то потерянными, но экскурсии по усадьбе по-прежнему водили. Вспоминая сейчас то время, очень хочется посочувствовать тем экскурсоводам, которые мужественно продолжали свою работу. Рассказывать о Ленине, то есть о том, что они знали назубок, в те времена считалось "неприличным", а про саму усадьбу они почти ничего не знали, о чём честно и сообщали посетителям. Сотрудники музея разводили руками и сокрушались, что они абсолютно ничего не знают о хранящихся в усадьбе картинах и мебели, что надо бы провести атрибуцию всех имеющихся в доме предметов интерьера, но где же взять такие огромные деньги. Сейчас, кажется, всё пришло в норму, за прошедшие годы сотрудники музея хорошо потрудились, собрав массу сведений об истории усадьбы, и теперь экспозиция Большого дома честно рассказывает обо всех его жильцах.


Хотя, по нашему мнению, определённый "перегиб" присутствует и в наши дни. Попасть в северный флигель рядовому посетителю практически невозможно, а из интерьеров главного дома постепенно убираются на архивное хранение многие предметы, связанные с пребыванием Ленина в Горках. И это, как нам кажется, тоже не совсем правильно. Поэтому не надо удивляться, если во время экскурсии по главному дому вы не увидите части предметов, которые присутствуют на наших фотографиях.


Внутренняя планировка старого усадебного дома при Зинаиде Морозовой была полностью изменена.




Из западного вестибюля выходит широкий коридор с колоннами.



Перспективу коридора замыкает окно, издали кажущееся картиной.




Окно находится в самом большом помещении дома - в зимнем саду.






Напомним, что эта боковая пристройка к дому появилась при реконструкции усадьбы в 1910-м году.






Видимо, зимний сад выполнял в своё время роль парадной гостиной.




Обставлен зимний сад с поистине купеческим размахом.







Стоящий здесь киноаппарат обязан своим появлением Ленину - любил Ильич на досуге кино посмотреть.




На первом же этаже дома находится и библиотека.





Книги для неё собирала Зинаида Морозова, но библиотекой с удовольствием пользовалась и вся семья Ульяновых.




Как мы уже говорили, не последнюю роль в выборе Горок в качестве резиденции Ленина сыграло наличие телефона.





Телефонная комната со старыми аппаратами сохранилась в неприкосновенности.






Неширокая лестница ведёт во второй этаж.



Кабинет Ленина (тот самый, с будуарной мебелью) мы уже показывали. А рядом - его спальня.



Столовая Зинаиды Морозовой практически не претерпела каких-либо изменений.





Большая комната в центре второго этажа в советское время имела вид траурного зала, именно в этой комнате стоял гроб Ленина.





В спальне Зинаиды Морозовой-Рейнбот внимание привлекает туалетный столик, целиком сделанный из майссенского фарфора.




В доме ещё при Морозовой были хорошо оборудованные ванная комната и бельевая.






После смерти Ленина в этом помещении врачи производили бальзамирование тела вождя пролеатриата.


Одна из комнат предназначалась для врачей, следивших за здоровьем Владимира Ильича.




О том, что в доме жил больной человек, напоминали и инвалидные коляски.




Они, как и многие другие предметы, связанные с пребыванием Ленина в Горках, сейчас убраны из экспозиии.


Рассказывая о Горках, нельзя не упомянуть ещё об одном ценнейшем музейном экспонате - раритетном автомобиле Роллс-Ройс, стоящем в каретном сарае.



Автомобиль для кремлёвского гаража был куплен в Англии в 1922-м году.



На петроградском Путиловском заводе автомобиль "усовершенствовали", приспособив его для российской зимы.



На задние колёса надели гусеницы.



К передним колёсам приделали лыжи.



После смерти Ленина автомобиль не использовался, соответственно и не ремонтировался, так что все детали у Роллс-Ройса "родные".



В том же каретном сарае находятся и сани, использовавшиеся для зимних прогулок Владимира Ильича.


Каретный сарай находится в служебном корпусе усадьбы. От этого корпуса на юг, в сторону железнодорожной станции ведёт парковая аллея, получившая после смерти Ленина название "Траурная". По этой аллее 23 января 1924-го года гроб с телом Ленина был доставлен к поезду.



В самом начале "Траурной аллеи" стоит скульптурная группа С. Д. Меркурова "Похороны вождя".



В конце аллеи, недалеко от ворот парка, установлен перенесённый сюда из Кремля памятник Ленину.




За памятником находится дача, построенная в Горках ещё до того, как усадьбу купила Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот.



Сейчас в этом здании размещена перевезённая из Кремля экспозиция "Музей-квартира Ленина в Кремле". Но те, кому в советское время удалось побывать в Кремле в квартире Ленина, могут констатировать, что экспозиция, размещённая сейчас в Горках, не отражает того гнетущего впечатления от неудобных и холодных проходных комнат-"колодцев" с высокими потолками, которое ощущалось в Кремле. Но лучше уж так сохранить эту страницу нашей истории, чем вообще забыть о ней!


В заключении рассказа о музейном комплексе "Горки Ленинские" хочется добавить, что посещение всех музеев экскурсионное, сеансов каждый день не слишком много, поэтому посетить за один день все экспозиции, к сожалению, вряд ли удастся. Так что стоит заранее расставить приоритеты и начинать с наиболее интересного или ещё незнакомого для вас объекта.



Местность:  Московская область