Бонн: «Район Зюдштадт, или есть ли границы человеческой фантазии»



Обычно большинство туристов, попав в Бонн, осматривают небольшой, плохо сохранившийся исторический центр и не догадываются, что буквально в десяти минутах ходьбы от центра находится очень интересный, абсолютно не пострадавший в войну городской район Зюдштадт / Südstadt.


В паре сотен метров от главного вокзала Бонна берет свое начало Поппельсдорфская аллея / Poppelsdorfer Allee. От исторического центра ее отсекает линия железной дороги.



Аллея длиной около километра проложена еще в 16 веке и вела от городской резиденции курфюрста, которую сейчас занимает Боннский университет, к поппельсдорфскому замку, на месте которого в начале 18 века построили ныне существующий дворец.



Слева от Поппельсдорфской аллеи между улицами Reuterstrasse и Adenaueralle и находится район Зюдштадт.


Застройка земельных участков на этой территории началась в 1860 году и продолжалась вплоть до Первой мировой войны.


Зюдштадт довольно-таки большой район, по крайней мере, он больше исторического центра. Все улицы Зюдштадта застроены стройными рядами трехэтажных таунхаусов.



Каждый дом был рассчитан на одну семью. Как правило, в первом этаже были парадные комнаты, во втором – спальни, третий этаж предназначался для прислуги, а в подвале была кухня и подсобные помещения.




Угловые дома на перекрестках улиц имеют бóльший объем и чуть бóльшую высоту и явно были многоквартирными.





Селилась в Зюдштадте состоятельная и респектабельная публика: университетская профессура, врачи, адвокаты, богатые пенсионеры.


Сейчас односемейные таунхаусы поделены на квартиры (как правило, один этаж=одна квартира), но район по-прежнему считается престижным, на что явно указывают немалые цены на здешнюю недвижимость. Сей факт легко объясним: с одной стороны, место проживания находится в пешей досягаемости от центра, с другой стороны, Зюдштадт – это самый «нескучный» район Бонна. Здесь каждый из нескольких сотен домов являет собой образец неуёмной фантазии то ли архитекторов, то ли заказчиков.




Обычно в наших прогулках мы указываем точные адреса объектов, но в рассказе о боннском Зюдштадте это лишено смысла, потому как каждый, абсолютно каждый дом имеет ярко-выраженную индивидуальность.




Кроме того, Зюдштадт интересен не каждым отдельным зданием, а удивительной целостностью архитектурного ансамбля.


Фасады зданий либо отштукатурены, либо облицованы клинкерным кирпичом разных оттенков от светло-желтого до темно-красного, а поверх штукатурки или кирпича в избытке навешена самая разная архитектурная «бижутерия».






Барельефы и маскароны щедрой рукой разбросаны по всем фасадам.








Впрочем, среди них встречаются и наивно-трогательные, похожие на детские рисунки.



Нередко встречается полихромный лепной орнамент.





Практически все дома имеют эркеры.




Отдельная тема – это балконы.







Похоже, что именно в балконах строители по максимуму реализовали свои творческие порывы.





Еще одни излюбленные элементы – консоли и кронштейны.





Вообще, эпоха грюндерства второй половины 19 века в архитектуре не имела никаких границ кроме финансовых.




И в уличном хороводе якобы «барочные дворцы» прекрасно сосуществуют с такими же якобы «готическими» или «ренессансными замками».




Спору нет, многие здания того времени кажутся аляповатыми, но у каждого времени своя мода. Стиль безудержной эклектики продержался в Германии несколько десятилетий. К началу 20 века архитектурная эклектика не умерла, но все-таки ей пришлось уступить часть позиций югендштилю. Бурная фантазия предыдущих десятилетий частично устремилась в другое русло.




Форма зданий подчас остается прежней, а вот оформление уже претендует на модную новизну.





Дом с эркером и округлым фронтоном имеет очень характерные для югендштиля элементы декора.





Самым популярным является растительно-цветочный орнамент.






Ну, и, конечно же, маскароны всех видов.





Один из самых броских домов начала 20 века от первого до последнего этажа посвящен цветочно-ягодной тематике.




Оба эркера густо «оплетены» виноградной лозой.





Между первым и вторым этажом помещены сочные листья.



Над вторым этажом – ряд жизнерадостных подсолнухов.



И, наконец, под карнизом протянулся поясок из клевера.



Словом, очень позитивный дом, особенно в хмурое осенне-зимнее время.


А еще в боннском Зюдштадте сохранились старые, но при этом работающие (!) газовые фонари конца 19 века.



На фонарных столбах хорошо видна надпись «Завод газовых аппаратов и чугунного литья, Майнц» / «Gasapparat und Gusswerk, Mainz».



Если бы не вездесущие автомобили, то можно было бы полностью погрузиться в прошлое, примет которого в Зюдштадте в изобилии.




Вот только не стóит отправляться в Зюдштадт в надежде найти там шедевры мировой архитектуры. Этот район притягателен, во-первых, своей атмосферой.



А во-вторых, мало какой немецкий город может похвастаться подобным целостным, нетронутым, крупным архитектурным ансамблем.


Сейчас район Зюдштадт целиком находится под охраной, но все дома в нем по-прежнему, как и сто лет назад, являются жилыми.



Местность:  Бонн / Bonn
Местоположение