Вена: "Венский сецессион"




Сецессион (от нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение, обособление) - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.


Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» был журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.


Представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог - Отто Вагнер / Otto Wagner. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. Среди них: Ян Котера, Йозеф Хоффманн, Макс Фабиани, Йоже Плечник, Павел Янак. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil): квадратиш, практиш, гут.



Проект отеля «Вена». Вена I, Коловратринг (1910 г., арх. Отто Вагнер),


Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Хансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства «модерна», мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Томаса Чиппендейла, Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона. В 1901 г. - выставка шотландского художника Чарльза Рене Макинтоша и продукции возглавляемой им «школы Глазго».


Влияние вагнеровской школы сказалось на формировании стиля петербургского и московского «модерна», оно заметно во многих работах Иллариона Иванова-Шица и Федора Шехтеля в Москве.


В 1898-1899 гг. Йозеф Мария Ольбрих / Joseph Maria Olbrich выстраивает в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона. Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом.




Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченных лавровых листьев и 700 ягодами.



Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным «вагнеровским» орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов».








Фронтон здания украшает позолоченная надпись "Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit" («Каждому времени - своё искусство, каждому искусству - своя свобода»). В 1908 году её убрали с фасада здания, но при последующей реконструкции она была восстановлена. Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующими живопись, архитектуру и пластику (Malerei, Architektur, Plastik).



Здание павильона серьёзно пострадало во время бомбардировок Вены в 1945 году.



(фото с сайта www.secession.at)


А в 1984-1985 гг. была проведена реставрация здания под руководством Адольфа Кришанитца, результатом которой стало возвращение зданию первоначального облика. Ныне в здании «Сецессиона» размещаются выставочные залы.


Здесь же хранится знаменитый «Бетховенский фриз» Густава Климта. Сейчас рядом со зданием ведётся строительство подземных подсобных и выставочных помещений.


Сам павильон расположен вблизи рынка Нашмаркт / Naschmarkt, который находится над перекрытой долиной речки Вена.



В 1898-1899 гг. вдоль русла реки была проложена линия городской железной пассажирской дороги, архитектором которой был уже известный нам Отто Вагнер. Он предполагал превратить долину реки Вена в стильный ансамбль. На первой фотографии - проект застройки Нашмаркта, разработанный архитектором Отто Вагнером в 1890-х гг. (справа виднеется фрагмент павильона «Сецессион»), на второй - попытка сделать фотографию с того же ракурса.




Следует отметить, что привычного слова "улица" в адресах домов в этой части Вены нет: левая набережная называется Linke Wienzeile / Линке Винцайле, правая - Rechte Wienzeile / Рехте Винцайле.


В качестве "образца" застройки Вагнер спроектировал и построил на Линке Винцайле два своих очень известных дома.




Самый известный - "Майоликовый дом" / "Majolikahaus" (Linke Wienzeile, 40) - выстроен в 1899 году.



Фасад здания отделан глазурованной керамической плиткой (выполнена фирмой Винербергер (Wienerberger AG)). Такая поверхность легко очищается от грязи и обладает высокими эстетическими свойствами - Отто Вагнер придавал огромное значение гигиене, как важной составляющей современного быта.




Декор выполнен по эскизам Алоиза Людвига.








Фасад соседнего углового дома-ровесника (Linke Wienzeile, 38) строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементов, выполненных по рисункам Коломана Мозера.










Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица / Othmar Schimkowitz.







К этому времени Вагнер уже имел немалый опыт строительства многоквартирных домов, причём в большинстве случаев Вагнер был одновременно и архитектором, и владельцем зданий.


Собственные доходные дома Вагнера, построенные им в 1880 - 1883 г.г. на Stadiongasse (Stadiongasse 6-8, 10), имеют геометрически-чёткие, функциональные фасады.



Недалеко от них находится ещё одна работа Вагнера, тоже его собственный доходный дом, возведённый в 1887-м году (Universitätstrasse, 12 / Garnisongasse, 1). Дом занимает важный с градостроительной точки зрения участок между тремя улицами и имеет сразу три фасада.





Лопатки на фасаде украшены необарочным орнаментом. Из-за этого декора венцы прозвали здание "дом в подтяжках".




Этот жилой дом считался престижным - в нём на каждом этаже всего по две квартиры площадью около 300 квадратных метров каждая.




В 1889/91 г.г. рядом с дворцово-парковым ансамблем Бельведер Вагнер на собственном участке земли возвёл ансамбль из трёх домов (Rennweg, 1a, 3, 5).



В этой группе домов ощущается сильное влияние эклектики. Средний дом архитектор строил для себя и своей семьи: в нижнем этаже размещалась его мастерская, во втором этаже - парадные комнаты, а выше - спальни и комнаты детей.



Видимо, из-за близости к дворцам 18-го века в декоре своего собственного жилого дома Вагнер решил использовать элементы барокко.







По обеим сторонам собственного дома архитектора стоят два доходных дома.



Правый дом, под номером 5, сохранился полностью.




А вот левый дом изменён до неузнаваемости.



Последние собственные доходные дома Отто Вагнера построены в 1909 - 1911 г.г. (Neustiftgasse, 40 / Döblergasse, 2, 4).





Эти здания, предвестники новой функционалистичной архитектуры, стали концентрацией выпестованной Вагнером теории строительства многоквартирных жилых домов.




Нижние этажи дома 40 по Neustiftgasse выделены геометрическим орнаментом из штукатурки и пластин чёрного стекла.






В этом же доме Вагнер воплотил и основной принцип своей теории, заключающийся в том, что декор здания должен быть функциональным. На гладкой поверхности угла дома архитектор выложил мелкими чёрными стеклянными пластинами адрес.




Соседний дом 4 по Döblergasse декорирован простым орнаментом из синих глазурованных плиток.






В этом доме находится последняя квартира Вагнера, в которой большой мастер европейской архитектуры и скончался в 1918-м году.



Сейчас в бывшей квартире Отто Вагнера хранится его архив.



В середине 1890-х г.г. Вагнер занимается крупными градостроительными проектами. Всего за шесть лет, с 1894 по 1901, под его руководством были проложены четыре линии городской железной дороги, три из них функционируют и сейчас.




В ходе строительства было проложено 80 километров путей, возведено 15 мостов и виадуков, сооружено 40 станций и наземных вестибюлей.




Подробно об этой работе Вагнера можно прочитать в главе "Городская железная дорога Отто Вагнера" .


Одновременно с работой над железной дорогой Вагнер занимается строительством шлюзов в Венском районе Нуссдорф / Nussdorf (Am Brigittenauer Sporn, 7).



Комплекс включает в себя непосредственно шлюзы с металлическим мостом наверху и небольшое административное здание.




Мост со шлюзами задуман как "водные ворота" города.




Вся конструкция и весь декор моста выполнены полностью из металла.










На пилонах 6-метровой высоты установлены львы.




Автор бронзовых фигур - скульптор Рудольф Вайр / Rudolf Weyr.




На одном из пилонов - написанный по-латыни девиз императора Франца Иосифа "Viribus unitis" ("Объединёнными усилиями").



В этой работе Вагнера, пожалуй, как ни в какой другой, чувствуется начало процесса изменения стиля зодчего, переход от исторических мотивов к сецессиону.




В 1895-м году Вагнер опубликовал свой труд "Современная архитектура", который стал программным манифестом рационализма в архитектуре. В этой работе, отрицая романтические традиции, зодчий призывает к сохранению классических принципов симметрии и ясности. Вагнер считает, что художественная форма должна вытекать из конструкции.


Своё понимание новой архитектуры Отто Вагнер воплотил в здании Почтовой сберегательной кассы / Postsparkasse (Georg-Coch-Platz, 2). До конца 19-го столетия весь большой квартал вдоль Ринга занимали военные казармы. После их сноса разбили небольшую площадь, которую Вагнер и замкнул своим зданием (строительство велось в 1903 - 1906 и в 1910 - 1912 г.г.).



Никаких отзвуков истории, никакой "дворцовой" архитектуры - исключительно выпестованный Вагнером "стиль практической полезности".






При этом строение совсем не выглядит унылым! Фасады архитектор облицевал мраморными плитами, которые крепятся к стенам при помощи железных болтов с видимыми алюминиевыми "шляпками". Этот приём создаёт иллюзию "чешуйчатой" поверхности.






Венчает здание высокий аттик с венками.



По бокам аттика установлены две крупные, высотой 4,3 метра, алюминиевые скульптуры работы Отмара Шимковица / Othmar Schimkowitz.





Кульминацией творческого кредо Вагнера стал находящийся внутри здания кассовый зал, каждый архитектурный элемент которого обусловлен функциональной необходимостью. Сейчас в здании открыт небольшой музей Отто Вагнера.


Вагнер был не только гениальным творцом, он оказался ещё и хорошим учителем, воспитавшим целую плеяду талантливых зодчих. Прошедшие вагнеровскую школу ученики воплотили в своём творчестве многие принципы учения своего гуру.


В 1903/05 г.г. вагнеровский ученик Йозеф (Йоже) Плечник / Josef Plečnik возвёл в центре Вены элегантнейший дом "Zacherlhaus" (Brandstätte 6 / Wildpretmarkt, 2-4 / Bauernmarkt, 5).



Заказчик строительства - владелец известной фабрики по производству дуста Цахерл, по имени которого и назван дом. Плечнику достался очень неудобный участок между тремя улицами: длинный, узкий, с одним закруглённым углом. План участка и определил форму здания.



Цоколь дома представляет собой ритмичный ряд колонн.



Наружные стены верхних этажей облицованы серо-коричневым полированным гранитом. Для облицовки здания Плечник использовал необычный по тем временам способ: каменные плиты без применения строительного раствора вставлены в металлические профили, которые создают чёткий графический рисунок фасадов.



Выступающий карниз держат майоликовые атланты (автор - Франц Мецнер / Franz Metzner).




На одном из фасадов установлена крупная фигура Михаила-архангела, выполненная из листовой меди Фердинандом Андри / Ferdinand Andri.



Ещё дальше в развитии теории своего учителя пошёл Макс Фабиани / Max Fabiani. В 1899 - 1901 г.г. для мебельной фирмы "Portois & Fix" он построил жилой дом с магазином, полностью соответствующий стилю практической полезности (Ungargasse, 59-61).



Раньше позади дома находились и корпуса самой фабрики.


Весь фасад здания покрыт плиткой, причём не с богатым цветочным рисунком как в вагнеровском "Майоликовом доме", а зелёной плиткой разных оттенков, из которой выложен строго геометрический орнамент.



Гладкие поверхности здания дополняет скупой металлический декор.






К сожалению, сейчас мы видим дом не совсем в оригинальном виде, часть авторского декора утрачена. Например, фасад на уровне нижних этажей, в которых находился магазин, был облицован гранитом, исчезла и часть фонарей.


Дом, построенный Фабиани для фирмы "Portois & Fix", по тем временам был чересчур авангардным, архитектор слишком опередил время, и последователей у Фабиани в тогдашней Вене не нашлось. Правда, в других своих работах и сам архитектор не был столь радикален.


В 1900-м году на пафосной торговой улице вблизи от императорского дворца для издательства "Артария" Макс Фабиани построил дом с жилыми квартирами и магазином - "Артария-Хаус" / "Artaria-Haus" (Kohlmarkt, 9).



Жилая и магазинная зоны здания поделены ничем не прикрытой металлической поперечной балкой.



Два нижних этажа имеют крупное остекление, расчленённое четырьмя пилястрами из красного мрамора. на двух крайних пилястрах - барельефы (автор - Alfonso Canciani).




Стены жилых этажей облицованы белым каррарским мрамором.



Эркерообразные окна с тёмными рамами образуют чёткий ритмический рисунок фасада.



Фабиани поставил своё здание немного глубже соседних, и сильно выступающий козырёк "подравнивает" строение под "красную линию" и как бы уравновешивает небольшую площадку перед домом.




Улица Kohlmarkt выходит к императорскому дворцу на площадь Michaelerplatz. Здесь находится одно из самых значимых сооружений Вены начала 20-го века - дом Лооса (Michaelerplatz, 3).




Это здание для фирмы "Goldman & Salatsch" в 1909/11 г.г. построил архитектор Адольф Лоос / Adolf Loos, ярый борец с архитектурными рюшечками и оборочками. Лоос не разделял позиции "сецессионистов" и неоднократно вступал в полемику с ними. В своём творчестве Лоос, ставивший во главу угла экономичность, простоту изготовления, гигиеничность, уже вплотную подошёл к той грани, которая отделяет архитектуру модерна от функционализма. В доме на Михаелерплатц архитектор в очень откровенной форме соединил приёмы классической архитектуры и рационализм.


Всё здание Лоос чётко разрезал по горизонтали, отделив нижние два этажа, предназначенные для магазина, от верхних жилых этажей. Нижние этажи облицованы очень красивым зелёным мрамором.






Портал оформлен четырьмя монолитными мраморными колоннами, пропорции которых соответствуют всем классическим канонам.




При этом верхние этажи представляют собой ровные, гладко оштукатуренные, лишённые даже намёка на какой-либо декор поверхности с прямоугольниками окон без наличников.


Строительство дома на Михаелерплатц закончилось большим скандалом: жители города были в недоумении, Его Императорское и Королевское Величество Франц Иосиф гневался, критики не стеснялись в выражениях. Из-за отсутствия оконных наличников здание прозвали "дом без бровей". В качестве компромиссного решения под некоторыми окнами прикрепили бронзовые цветочные ящики.




В общем-то, возмущённых обывателей начала 20-го века можно понять. Во-первых, не привыкли они к такому, а во-вторых, Михаелерплатц не самое подходящее место для экспериментов. Vis-á-vis лоосовского дома является возведённый всего двадцатью годами раньше пышный корпус императорского дворца.



Соседи "скандального" дома похожи на торт с кремовыми розами.



В этом окружении провокационное творение Адольфа Лооса и сейчас, по прошествии ста лет, выглядит инопланетянином.


В том же 1912-м году буквально в двух шагах от своего "скандального" дома Адольф Лоос оформил вход и витрины университетского книжного магазина "Manz" (Kohlmarkt, 16).



Строгий портал из чёрного мрамора, оттенённого позолоченными буквами и матовым стеклом, имитирует ворота. Сам дом, в котором находится книжный магазин, представляет собой типичный образец здания конца 19-го века.



Если строго подходить к трактовке понятия "венский сецессион", то большинство сооружений Вены рубежа 19/20 веков к этому региональному направлению стиля "модерн" отнести нельзя. Во всём многообразии построек того времени прослеживаются самые разнообразные тенденции: эклектика, влияние немецкого югендштиля, черты франко-бельгийского ар-нуво. Поэтому основную часть венской архитектуры эпохи модерна мы вынесли за рамки этой главы в отдельную прогулку по Вене конца 19 - начала 20 в.в.



Местность:  Вена / Wien